Изображение жизни города в романе «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» — это первый роман Достоевского, где показана жизнь и только отдельных представителей города но и массы, толпы. Толпа у Достоевского почти всегда злая. И злая она далеко не от хорошей жизни, а от нищеты, которая покрыла всех жителей низов города.
В романе «Преступление и наказание» широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Это трактиры и распивочные, грязные и вонючие комнатушки в подвалах с мелкими столиками. Это огромные пятиэтажные дома, разбитые на множество комнатушек-клеток, которые
Раскольников, главный герой романа, жил в каморке под самой крышей, второй день ничего не ел и не пил, «был задавлен бедностью». Комната
В захудалом трактире, на окраине Петербурга, Раскольников слушает рассказ Мармеладова, рассказ о семье, доведенной нищетой до крайности, рассказ о том, как чистая и честная девушка идет на улицу, чтобы спасти семью от голодной смерти. Пожалел ли раскольников этого человека? Он потрясен. Он думает не о Мармеладове, а о людях вообще. «Люди.Ах да, Соня? Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются! И привыкли! Ко всему-то подлец — человек прикрывает!» Что он может сделать для своей сестры, чтобы спасти ее от участи Сони? Посвятить ее свою будущность, когда окончит университет и место достанет? Как он убережет их сейчас от ростовщиков, которые деньги дают под залог сторублевого пенсиона матери? «Через 10 то лет? Да в 10 то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй и от слез, от поста исчахнет, а сестра? Ну, подумай-ка, что может быть с сестрой через 10 лет, али в эти 10 лет? Догадался?.». Раскольников не может принять жертвы от своей сестры. По своей натуре он сам добр и отзывчив, сам готов на самопожертвование.
В свое первое посещение Мармеладовых он оставляет на окошке их комнаты последние свои копейки. Но изменило ли это их жизнь?
Деньги в романе все время соседствуют с голодом и страшной нищетой. Нехватка денег не от праздности, не от безделья. Можно взять частные уроки, но.»за детей медью платят». «Что на копейки сделаешь?» — думает Раскольников.
Город Достоевского — город нищих, пьяниц ищущих на дне посудины минутного забвения от тоски. Нищета рождает преступность.
Преступен не только Раскольников. Преступна Соня, преступившая нравственные законы. Преступна «благоразумная» мать, у которой на плечах муж-инвалид и два маленьких племянника и которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. 15-летнюю девушку напоили и обманули. Мещанин Афросиньюшка бросился в реку. Жизнь города трагична. Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей.
Падение нравственности и рост преступности составляет основной мотив романа. Писатель вновь и вновь возвращается к нему и делает эти вопросы, которые тревожат его самого, предметом раздумий своих героев. Аморализм и преступность предстают в романе как норма жизни капиталистического общества, где с равным успехом можно стать или жертвой или преступником.