Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокро­венные уголки человеческой души, освещать «потемки» этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель. С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представи­телей «дна». К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов «посылается» Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над сво­ей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить бо­лезненную уверенность Родиона в своей правоте. И имен­но Соня Мармеладова до последних страниц романа со­провождает Раскольникова с единой целью — разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение. Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского «дна». Болезни, ссоры, бес­просветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть. Никакое горе не пожелало обойти стороной эту много­страдальную семью. Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей не­приглядной, маленькой жизни. Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности — ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку. И этот потерявший всякое человеческое лицо несчаст­ный просит только одного: шанса на прощение. И, жал­кий до омерзения поначалу, постепенно, по мере расска­за, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхож­дение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня «скота». Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по проис­хождению, приходится едва ли не хуже. Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой. И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню...

выйти на улицу, чтобы торговать собой. И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое «сокро­вище», как презрительно выразилась Катерина Иванов­на, — девичью честь — на попрание ради куска хлеба. Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения — святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и велико­го человеколюбия. Именно она, тихая, скромная, хруп­кая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Раскольникова. Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла; она наставила Родиона на путь покаяния; она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возмож­ность навещать осужденного. Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мармеладову. Соня не обвиняет никого, ни на что не жалу­ется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, — и ей легчает. Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненави­дит саму себя — и делает свою участь еще горше. Трагедия семьи Мармеладовых — одна из тысяч по­добных трагедий, разыгрывавшихся в 60-е годы XIX сто­летия в Петербурге, декорациями для которой стали ни­щие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в та­кой среде назревала богоборческая теория Раскольникова, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему — любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Трагедия семьи Мармеладова