ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК Б РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО

В творчестве В. А, Жуковского постепенно углубляются раздумья о назначении человека, о сущности Вселенной, при этом преобладающими чувствами становятся недовольство действительностью, меланхолия. В одной из своих статей поэт писал, что меланхолия – “грустное чувство, объемлющее душу при виде изменяемости и неверности благ житейских, чувство и предчувствие утраты, невозвратимой н неизбежной”. Именно такое восприятие мира и обусловило возникновение образа разочарованного а жизни, страдающего поэта. В. А.Жуковский считает, что в своих несчастьях виноваты сами люди, их нравственное несовершенство, и земная жизнь – непрерывное стремление к идеалу, воплощение высшей божественной справедливости. Поэт остается верен своим взглядам на роль искусства, в частности поэзии. Он утверждает, что “поэзия есть добродетель”, а литература “должна иметь влияние на жизнь всего народа”, В романтический период творчества В. А. Жуковский предпочитает всем другим жанрам балладу. С 1805 по 1833 год он создает 39 таких произведений. Особенно интересны баллады “Людмила”, “Светлана” и “Ленора”. Своеобразие их в том, что все три баллады написаны практически на один и тот же сюжет. В основе их – баллада немецкого поэта Г. А. Бюргера “Ленора”.
“Провидение” непредсказуемо. И этот мотив веры в “Высшую Волю Небес” отличает всю лирику Жуковского. Причем очень часто Жуковский объединяет природу и человека в образ единого творения. Может быть, поэтому так часто природа раскрывает душевное состояние и сравнивается с человеком и жизненными явлениями.
Исходя из этого, томимо основных мотивов, в балладах Жуковского можем выделить и постоянные лейтмотивы. Это и луна, вечная спутница разлук (именно “лунный свет” падает на Светлану и ее жениха; “блестящая луна” “златит” волны, освещая последнее свидание Минваны и Арминия), и звезда, соединяющая два мира, и река, символизирующая течение времени, саму жизнь, ведь реки, как известно, текут то спокойно и плавно, то вдруг низвергаются бурным водопадом (“Пусть воды льются, пусть годы бегут”).
Сами слова, проходящие лейтмотивом через все баллады, должно понимать неоднозначно. Слово становится выразительным не в своем основном лексическом смысле, а в дополнительном значении. Так, “тишина” – это всегда покой души, “тихий”, “тайный” – значит потусторонний, “вечеряющий день” обозначает скорый конец жизни.
Баллады изобилуют символами двух миров: “печальные дни”, “горестный миг”, “скорби час”, “молчалива и
Грустна” – это “Здесь”; “кончины сладкий час”, “милаявстреча”, “милая Надежда”, “Сладостное пенье” – это
“Там”. Лейтмотивами проходят даже цветовые эпитеты: “черный гроб”, “бледен и унылый”, “тусклая луна”.
Использует Жуковский и субстантивированные прилагательные (“мертвое”, “таинственное”, “невыразимое”, “желанное”, “печальное”), что создает образ бесконечной недоговоренности и необъяснимости души человеческой.
Итак, с помощью мотивов дороги, иного мира, смерти, разлуки, любви, веры, возмездия, единства человека с природой и лейтмотивов Жуковский передает движения души человека и ставит вопрос о преобладании духовного над материальным.
Вообще Жуковского можно назвать поэтом, определившим судьбу всей русской литературы. Его лирика найдет отражение в творчестве таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, А. К. Толстой, Фет, Бальмонт, Бунин, Брюсов, Вл. Соловьев, Блок.”




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Syntagmatic relations in english.
Сейчас вы читаете: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК Б РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИРИКЕ В. А. ЖУКОВСКОГО