Исторические события в произведениях Жуковского
Но скоро в поэзии Жуковского намечается поворот, знаменующий начало нового периода его творчества. Произведения поэта сделали его имя известным при царском дворе, и в 1818 г. ему поручают обучение принцессы Александры Федоровны, а затем наследника, будущего Александра II. Это надолго сблизило Жуковского с придворными сферами и потребовало от него много времени и сил. С этой переменой в жизни совпало серьезное изменение и в творчестве Жуковского. Его друзья полушутя-полусерьезно заговорили о «дворцовом» романтизме Жуковского. Но они были
Но основной причиной поворота, происшедшего в творчестве Жуковского, были условия общественной и литературной жизни. Во второй половине 10-х годов XIX в. в связи с возникновением освободительного движения дворянских революционеров в русской литературе складывается революционно-романтическое течение. Романтизму В. А. Жуковского
Это обнаружилось во второй части поэмы «Двенадцать спящих дев» — балладе «Вадим». В конце первой части поэмы — балладе «Громобой» — был предуказан путь спасения Громобоя и двенадцати дев: искупить вину может только герой, чистый душой, верный небесной красоте, презревший все земное. Вторая баллада — рассказ о подвиге такого героя. Это уже не Теон, для которого и жизнь и вселенная прекрасны, для которого «все в жизни к великому средство». Вадим готов на моральный подвиг во имя потустороннего идеала. Прекрасное для него — вне чувственного мира. История Вадима — это история человека, который с юношеских лет ощутил непреодолимое стремление к «чему-то неизвестному» и путем победы над соблазнами земной жизни достиг «желанного»:
— Свершилось! все — и ранних лет
— И все, чего мы здесь не зрим,
— Прекрасные желанья,
— Что вере лишь открыто,
— И озаряющие свет
— Все вдруг явилось перед ним,
— Младой души мечтанья,
— В единый образ слито!
Закончив «Вадима», Жуковский снова обращается к переводу баллад. Это были «Рыбак» и «Лесной царь» Гете, «Рыцарь Тогенбург» и «Граф Габсбургский» Шиллера. Признав «Рыцаря Тогенбурга» прекрасным и верным переводом одной из лучших баллад Шиллера, Белинский отметил при этом, что ее герой представляет безнадежную попытку воскресить средневековое мировоззрение. Но автору «Вадима» образ рыцаря-инока, целиком захваченного чувством высокой любви к Прекрасной Даме — недоступной ему монахине, был близок.
В 1819 г. Жуковский пишет оригинальную балладу «Узник». Поэт изменяет ситуацию шиллеровской баллады о рыцаре Тогенбурге. Там красавица, не умея ответить на любовь рыцаря, добровольно уходит в монастырь; здесь она заключена в темницу и рвется на свободу. Рыцарь Тогенбург стал иноком, чтобы хоть в окно видеть любимую; герой «Узника», заключенный в той же темнице, что и любимая им красавица, после ее смерти «холодно принял» весть о своем освобождении. В обеих балладах изображается герой, способный все принести в жертву своей любви. Но Жуковский подчеркивает, что верность в любви выше стремления к свободе. Белинский отнес балладу «Узник» наряду с «Теоном и Эсхином» к числу «самых романтических произведений, какие только выходили из-под пера Жуковского» (VII, 192). Но Белинский не указал на значительное различие героев этих баллад. По своей отрешенности от земного бытия Узник ближе к Вадиму, чем к Теону.
Впрочем, уже в «Теоне и Эсхине» Белинский почувствовал «величайшую односторонность» романтизма Жуковского. Вспомним слова критика об отличии нового романтизма от романтизма «в духе средних веков». В творчестве Жуковского «мир исторического созерцания и общественной деятельности», с которым он сближался в 1812- 1815 гг., начинает заслоняться «внутренним миром сердца», а романтический идеал приобретает все более отчетливую мистическую окраску. На протяжении 1819-1824 гг. Жуковский создает новый лирический цикл, который можно назвать поэзией мистического романтизма. Печальная история «неразрешенной» любви с ее драматическим финалом (смерть М. Протасовой) претворяется здесь в обобщенную концепцию таинственной связи двух миров, позволяющей преодолевать ограниченность земного существования.