Cюжет, герои и проблематика баллады Жуковского «Кассандра»
Зарождение романтизма в России пришлось на начало XIX века. Ранний этап его развития принято связывать с именем Жуковского. В его лице русский романтизм делал первые, робкие еще шаги. Именно благодаря поэзии Жуковского можно сказать, что это течение выросло из сентиментализма, настолько созерцательны и статичны многие, особенно ранние его произведения. И действительно, первые замеченные критикой переводы поэта выдержаны в этом стиле, однако даже там уже начинают появляться черты, характерные для раннего романтизма: в его элегиях происходит
Не сумев преобразовать свои жалобы в открытый протест, не желая грубой борьбы, Жуковский переходит к лирическому идеалу, выраженному в поэтизированном изображении средневековья.
Одно из ярких произведений этого жанра, написанных поэтом, -«Кассандра», перевод одноименной баллады Шиллера. Известно, что наиболее талантливые произведения Жуковского были именно переводами. Беря за основу, в качестве каркаса чужое произведение, поэт как бы облекал его живой плотью собственного таланта, получая жемчужину мирового искусства в самобытной оправе собственного понимания. Так «Кассандра» Шиллера, основанная на древнегреческих сказаниях «троянского цикла», — это, несомненно, талантливое произведение, ограниченное, однако, сухим описанием событий. Жуковский создал оригинальное произведение, щедро украсив перевод атрибутами романтизма: бурей эмоций, метаниями измученной души, ее горькими стенаниями и жалобами на судьбу.
Сюжет баллады несложен и ничем не отличается от оригинала: Кассандру, дочь Приама, боги щедро одарили талантом предвидения будущего, приносящего ей лишь страдания. Начинается повествование с описания подготовки к свадьбе Поликсены, младшей сестры Кассандры, и Пелида, то есть Ахилла, названного здесь Пелидом по отцу Пелею. Вся атмосфера дворца Приама пронизана ожиданием предстоящего счастливого события. Все светится радостью, весельем и оживлением:
Девы, юноши четами
По узорчатым коврам,
Украшенные венками
Идут веселы во храм.
Не рада одна лишь Кассандра, предугадывающая будущие несчастия и поэтому неспособная веселиться вместе со всеми. Это как бы отделяет ее от остальных. Мало того, что она несчастна из-за самого знания будущего, она к тому же и очень одинока, потому что никто не способен разделить ее тревоги. Это одиночество подчеркивается контрастом изображения духовного спокойствия каждого обитателя дворца и душевных метаний Кассандры:
Стогны дышат фимиамом;
В злато царский дом одет:
Снова счастье над Пергамом.
Для Кассандры счастья нет.
Одной единственной строчкой, являющейся как бы приговором, девушка выделяется из общей массы и обрекается на страдания. Не выдержав тяжелого дара предвидения будущего, Кассандра начинает роптать на богов и жаловаться на свою несчастную долю. И именно здесь смог развернуть свой талант во всем своем великолепии Жуковский — романтик. Он поразительно точно передает все муки Кассандры: ужас лишения мечты, невозможность беззаботного веселья в отблесках будущих погребальных огней, пустоту и дикость мира, отчаяние бессилия что-либо изменить. Жуковский находит новое звучание слов, придавая им в гениальных сочетаниях неведомую доселе силу и мощь, фокусируя в нескольких словах всю первозданную остроту, казалось бы, непередаваемых чувств:
И вотще мое стенанье,
И печаль моя мне стыд:
Лишь с пустынями страданье
Сердце сирое делит.
Кассандра умоляет богов забрать у нее небывалый талант, так как не в силах вынести его:
Феб, возьми твой дар опасный,
Очи мне спеши затмить;
Тяжко истины ужасной
Смертною скуделью быть.
Девушка с тоской вспоминает прежнее счастье незнания, которое она называет «слепоты погибшей сладостью», понимая, что отныне и навсегда обречена на постоянное ожидание будущих несчастий и смертей. И свою гибель и смерть любимого Кассандра тоже предсказывает:
Вижу: грозно между нами
Тень стигийская стоит.
Хотя и понимает, что это для нее теперь не страшно, ведь она умерла уже тогда, когда получила свой дар. Для нее «весна напрасна», ведь девушка эта давно «мертва душой».
Трагедия Кассандры — в знании будущего. Здесь автор ярко иллюстрирует насколько невыносима утрата способности непосредственно воспринимать события. Тяжело пришедшее в дом горе, но втройне тяжелее его предрешенность, долгое ожидание, невозможность остановить, не пустить беду на порог. Кассандра, не выдерживая этих мук, смиряется, погибает душой. И этой финальной смертью души Жуковский достигает поставленной им цели: на основе античного сюжета показать нравственную проблему глубокого проникновения разума человека в самую сущность течения жизни и страданий, приходящих вместе с пониманием жизни. В своей балладе он связывает холодную жизнь рассудка с жаром души, чем придает ей больший лиризм.
В «Кассандре» Жуковский показал себя тонким знатоком человеческой души, сумев средствами поэтического выражения предложить свой взгляд на новую для того времени проблему взаимодействия миров духовного и разумного.