Черты романтизма в балладе В. Жуковского “Светлана”

Романтизм, сменив сентиментализм и пред роман­тизм, отразил настроения неверия, безнадежности, которые проявились в европейском самосознании на рубеже XVIII-XIX веков. В России возникновение и развитие романтизма обусловлено подъемом нацио­нального и личного самосознания, характерным для первого десятилетия после окончания Отечественной войны 1812 года. Русский романтизм условно можно разделить на два течения: психологический и граж­данский.
Основные признаки психологического романтизма в литературе – утверждение того, что зло заключает­ся

в помраченной грехом природе современного чело­века и что для победы над этим злом необходимо внут­реннее перерождение самого человека путем самовос­питания.
В. А. Жуковский яркий представитель этого на­правления. В историю русской поэзии он вошел, преж­де всего, как балладник. Жуковский называл балладу своим излюбленным родом поэзии. Именно это лиро-эпическое произведение, в котором сочетаются фан­тастический, легендарно-исторический и драматико-героический жанры, соответствовало романтиче­скому мироощущению поэта. Тематика баллад В. А. Жуковского разнообразна: проблемы добра и зла, преступления и
наказания, смысла жизни, нрав­ственного долга, совести.
Основные темы баллады “Светлана” – тема воз­мездия и тема счастья. В центре произведения – гада­ние в крещенскую ночь и страшный сон, разрешив­шийся благополучно. Начинается повествование с рассказа о том, как девушки гадают:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Героиня баллады, Светлана, молчаливая, груст­ная, милая русская девушка, ждет своего суженого, просит ангела-хранителя утолить ее печаль, пытается заглянуть в будущее. Автор подробно описывает реа­лии того времени: “Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе”, “В тонкий занавес окна Светит луч денницы; Шумный бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит.”. Но автора все же гораздо боль­ше интересует внутренний мир героини: ее мечты, на­дежды, чувства. Она то “молчалива и грустна”, оттого что нет рядом ее жениха, то “с тайной робостью. В зеркало глядится”, “робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи”. Ус­ловный романтический пейзаж подчеркивает не­обычность происходящего (появляется жених Свет­ланы, который увозит ее) и помогает передать состояние девушки:
Сели. кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут. пусто все вокруг;
Степь в очах Светланы;
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит.,
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
При описании избушки с мертвецом автор исполь­зует различные средства художественной вырази­тельности: олицетворения (“Смолкло все опять кру­гом.”, “сорвался покров”), эпитеты (“безответный житель”, “мертвом сне”, “белоснежный голубок”),
В конце баллады все страшное оказывается сном, и появляется любящий, живой и невредимый жених Светланы. Автор наставляет своих читателей и герои­ню: настоящее не бесконечно, а загробная жизнь – вечна, поэтому нельзя роптать на свою судьбу, нужно верить в Провидение. Для Светланы вера в Провиде­ние обернулась верой в жизнь: “Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье”. Героиня обре­тает счастье, потому что не роптала на судьбу и верила в своего ангела-утешителя.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методы научно-педагогического исследования их характеристика.
Сейчас вы читаете: Черты романтизма в балладе В. Жуковского “Светлана”