Тема судьбы в балладе В. А. Жуковского «Кассандра»

Что такое судьба? Всецело ли зависит от нее человеческая жизнь? Предопределена ли она с самого рождения или можно еще решительными действиями изменить ее по своему желанию? Эти вопросы волновали человечество на протяжении всей его истории. Перу известнейших мыслителей древности принадлежат труды посвященные им. Не утратили они своей остроты и по сей день.
С зарождением романтизма в России многие писатели и поэты обращаются к этой теме. К их кругу относится и один из основоположников этого течения — Жуковский. Его влечет таинственное,

скрытое от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека один на один с неведомыми силами и тем самым проявляющее его душу. Он не доходит до открытого противостояния силам судьбы в своих произведениях: по мнению поэта, нежная душа человека не создана для грубой борьбы. Жуковского больше интересует лирический идеал, поэтизированное изображение реальности. Поэтому для выражения своих воззрений поэт выбирает балладу.
Одно из ярких произведений этого жанра, написанных поэтом, -«Кассандра», перевод одноименной баллады Шиллера. Известно, что наиболее талантливые произведения Жуковского были именно переводами.
Беря за основу, в качестве каркаса чужое произведение, поэт как бы облекал его живой плотью собственного таланта, получая жемчужину мирового искусства в самобытной оправе собственного понимания. Так «Кассандра» Шиллера, основанная на древнегреческих сказаниях «троянского цикла», — это, несомненно, талантливое произведение, ограниченное, однако, сухим описанием событий. Жуковский создал оригинальное произведение, щедро украсив перевод атрибутами романтизма: бурей эмоций, метаниями измученной души, ее горькими стенаниями и жалобами на судьбу.
Сюжет баллады несложен и ничем не отличается от оригинала: Кассандру, дочь Приама, боги одарили талантом предвидения будущего, приносящего ей лишь страдания. Начинается повествование с описания подготовки к свадьбе Поликсены, младшей сестры Кассандры, и Пелида, то есть Ахилла, названного здесь Пелидом по отцу Пелею. Вся атмосфера дворца Приама пронизана ожиданием предстоящего счастливого события. Все светится радостью, весельем и оживлением:
Девы, юноши четами
По узорчатым коврам,
Украшенные венками
Идут веселы во храм.
Не рада одна лишь Кассандра, предугадывающая будущие несчастия и поэтому неспособная веселиться вместе со всеми. Это как бы отделяет ее от остальных. Она становится избранницей судьбы, давшей ей бесценный дар и вместе с тем лишившей того малого, что есть у человека: способностью жить одним моментом. Мало того, что девушка несчастна из-за самого знания будущего, она к тому же и очень одинока, потому что никто не способен разделить ее тревоги. Это одиночество подчеркивается контрастом изображения духовного спокойствия каждого обитателя дворца и душевных метаний Кассандры:
Стогны дышат фимиамом;
В злато царский дом одет:
Снова счастье над Пергамом.
Для Кассандры счастья нет.
Одной единственной строчкой, являющейся как бы приговором, девушка выделяется из общей массы и обрекается на страдания. Не выдержав тяжелого дара предвидения будущего, Кассандра начинает роптать на богов и жаловаться на свою несчастную долю. И именно здесь смог развернуть свой талант во всем его великолепии Жуковский-романтик. Он поразительно точно передает все муки Кассандры: ужас лишения мечты, невозможность беззаботного веселья в отблесках будущих погребальных огней, пустоту и дикос

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема судьбы в балладе В. А. Жуковского «Кассандра»