Его стихов пленительная сладость — Жуковский В. А. «Песня»

В статье Сочинения Александра Пушкина Белинский назвал В. А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этом Белинский видел историческую заслугу поэта. Тематика и интонация творчества В. А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучим средством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшему другу А. И. Тургеневу поэт писал о поэзии: она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели. К произведениям,

имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение Песня (Минувших дней очарованье).
Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усилилось немецкое влияние. Усилились мистические мотивы. Мечтательное воображение перерастает в концепцию двух миров таинственного мира сущностей и видимого мира явлений. Стихотворение посвящено Е. Ф. Вадковской, племяннице родственницы Жуковского А. И. Плещеевой, которая горячо поддерживала намерение Жуковского жениться на М. А. Протасовой, любовь к которой так и осталась в возвышенномечтательном варианте. Тема стихотворения внутренний
мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в Песне глубокая грусть и тихое томление. Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, возникающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: шепнул душе привет, душе блеснул знакомый взор, зачем душа в том край стремится.
Песня (Минувших дней очарованье) лирический монолог, обращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихотворение, подобно какомуто тончайшему инструменту, воздействуют на читателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений. Мы имеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоя воспоминания об очарованье минувших дней, когда были живы мечты, когда мир был освещен блеском знакомого взора. Душа поэта наполняется чудесной музыкой, вызванной незабываемыми воспоминаниями, она озарена светом надежды Автор в сомненье: имеет ли он право на нееНе погас ли этот робкий огонек от малейшего дуновения. Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния. Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. И душе хочется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго. Язык Песни очень звучный, живой. Считается, что таким языком до Жуковского никто не писал.
Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты
В этих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение, можно представить Песню в виде художественного полотна. Какие тона выбрал авторОни разнообразны. Меланхолия тона приглушенные, мрачные: минувших дней, замолчавшие мечты, мечты увядшей красоту. Но откуда это: дней очарованье, воскресло, блеснул взор. Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и на нашем полотне появились живые тона, краски радости и надежды. Известно. Что стихотворение Минувших дней очарованье

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Его стихов пленительная сладость — Жуковский В. А. «Песня»