Художественный мир баллады В. А. Жуковского “Светлана”

Балладу В. А. Жуковского “Светлана” можно назвать самой знаменитой, самой оригинальной, самой светлой русской балладой.
Написано это стихотворное произведение было в 1812 году и посвящено Сашеньке Протасовой (в замужестве Воейковой), сестре возлюбленной Жуковского Маши.
По-доброму просто начало баллады “Светлана”:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Поздним вечером Светлана остается в светлице гадать. Сидя перед зеркалом, она мечтает о суженом и засыпает. Во сне

девушка переживает то же, что и Людмила, героиня первой баллады Жуковского с одноименным названием.
Лучшими чертами русского национального характера наделил свою героиню Жуковский. Она проста, сердечна, ласкова и в то же время загадочна.
Тускло светит луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
Девушка с тайной робостью гадает о судьбе, она с опаской пытается разглядеть в зеркале образ ожидаемого будущего.
В самую опасную минуту своего сна, когда после скачки через вьюгу жених превращается в мертвеца, Светлана
Перед иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И, с крестом своим
в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Помнится, еще до гадания девушка обращалась к своему “ангелу-утешителю”:
Утоли печаль мою.
Ангел-утешитель.
На ласковый зов Светланы в сумрачное пространство баллады влетает светлый ангел в образе “белоснежного голубка со светлыми глазами”.
.Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Добрый посланник небес явился к ней. К нему она взывала о помощи, и теперь он рядом, он защитит. Напрасно “мертвец” скрежещет зубами и сверкает “грозными очами”, принимая образ “милого друга”. Все происходящее – минутный сон, который обязательно закончится, вернет героиню в светлый “крещеный” мир. В морозное и солнечное утро встретится Светлана с живым и настоящим своим женихом.
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий.
Чу!. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Сани кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто?. Жених Светланы.
Жуковский этим описанием не довольствуется. К балладе есть послесловие, доброе, светлое и радостное:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Далее поэт объясняет, по каким “неправильным правилам” баллады пишутся, по каким читаются.
Все в стихах подобного рода на грани ужасного и смешного, страшного и веселого, все оправдывает ожидания – приятны и душевные потрясения, и обещанное предчувствие счастливого будущего. Иногда даже кажется, будто сам участвуешь в событиях, леденящих кровь. Тем более радостно, что так хорошо все заканчивается.
Интересно, что члены литературного объединения “Арзамас”, душой и бессменным секретарем которого был В. А. Жуковский, получали балладные прозвища. Автор “Светланы” носил “арзамасское” имя Светлана – недаром именно ему оно досталось: свет и мягкость исходили от всего его облика.




Лирика пушкина в моем понимании.
Сейчас вы читаете: Художественный мир баллады В. А. Жуковского “Светлана”