«Вослед Радищеву восславил я свободу…»
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
А. С. Пушкин
Наиболее яркие стихи Пушкина, зажигающие энтузиазм поколения, на мой взгляд, — это ода «Вольности», «К Чаадаеву», «Арион». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы — темы борьбы против самодержавия и крепостничества.
В политическом
У Пушкина «Вольность» — это программное произведение. Если в лицейских стихах излюбленный мотив — бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты — «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».
В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских
Владыки! Вам венец и тронДает закон — а не природа;Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас закон.
Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода «Вольность» — блестяще написанное свободолюбивое произведение, пролагавшее путь декабристским идеям.
Летом 1818 года Пушкин побывал в Михайловском. И сам смог увидеть, что собой представляет крепостническая деревня. Стихотворение «Деревня» строится на противопоставлении идиллической картины «пустынного уголка» для немногих избранных нищете и уродству жизни обездоленного народа:
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,……………………………………Здесь девы юные цветутДля прихоти бесчувственной злодея.
То, что поэт видит в этом райском уголке, не позволяет ему безраздельно отдаться творчеству, а вызывает мучительный вопрос, на который нет ответа.
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенныйИ рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещеннойВзойдет ли наконец прекрасная заря?
«К Чаадаеву» — одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817-1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Стихотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, юношеским воодушевлением.
Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как утрений туман». Что же осталось от тех дней? Ничего.
Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».
Заключительные строки стихотворения призывают к действию — освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.
Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. Первое стихотворение «Под небом голубым страны своей родной» было написано только через семь месяцев после восстания.
В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия. В 1827 году Пушкин создает горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабристам.
Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разрешения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».
В стихотворении «Арион» Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником декабристов , но и подчеркивает свою верность идеалам свободы: «Я гимны прежние пою…» И это не было декларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» он создает одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений «Анчар», в котором как бы развивает слова Радищева «о зверообразном самовластии», «когда человек повелевает человеком».
Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее извне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.