Трудовое воспитание школьников
Педагогическая статья на тему: «Трудовое воспитание» Автор: Тимолянова Ольга Викторовна, учитель математики.
Место работы: МБОУ ТСШ №2, с. Топчиха Топчихинского района
Описание материала: Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов, учителям среднего звена. Здесь говорится об актуальности данной темы, о способах привития любви к труду, о роли семьи в процессе трудового воспитания.
Цель: Формирование представления о значимости воспитания любви к труду у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
—
— развивающая: развивать стремление к трудовому воспитанию, к сотрудничеству с детьми в труде;
— воспитательная: воспитывать интерес к общественно полезному труду.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, — это любовь к труду, уважение к людям труда,
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания — процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья — дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.
Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Простейшая трудовая операция производит серьезные изменении в психологии и физических способностях ребенка. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него.
Желание повторить успех рождает потребность повторить в труде. С этого момента он работает по тому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.
Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер. А. С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.
Под группой «привычек» он подразумевал санитарно — гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т. е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.
Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача учителя состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.
Как это сделать? Пожалуй, воспитание привычки к труду — самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во — первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во — вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь — получилось!
Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.
Он радуется и сияет, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивление смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научился что-то делать.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это уж не такие сложные дела. Главное — привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Привычка, умение что — то делать своими руками, пригодятся ему в любой Профессии и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности.
Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество — ответственность. Конечно, Мама гораздо быстрее вымоет посуду, польет цветы.
Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. Она гордиться своими умениями.
Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба — труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.
Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала.
День был тяжелым.
«Боже мой!» — думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения.
У Сережи в классе праздник, ему нужно подготовить нарядную одежду. На ужин что — то приготовить, пирог испечь».
Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: «Пришла».
— Что они еще там затеяли, — думает она.
— Давай сумки! — Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ними и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая.
На электрической плите булькает ее любимый борщ.
— Пойдем в комнату, — тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе — букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке — подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Сережина чистая форма висит на вешалке.
Ее раздражение и усталость, как рукой сняло.
— Откуда вы знали, что нужно было делать?
— Секрет фирмы, — поспешно заявляет Сережа, делая Тане предостерегающий знак.
— Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?
Поздним вечером, когда Дети уже спали, она тихонько вошла к ним, нагнулась над кроватью дочери и осторожно подсовывает под подушку сверток — подарок ко дню рождения. Из — под подушки падает какая — то бумажка. Листок из блокнота.
На листке по пунктам переписано ее почерком, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка.
— Секрет фирмы, — улыбается она. — Добрые вы мои телепаты.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта — тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.
Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно — вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Еще как. Просто необходимо.
Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.
Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы.
Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.
Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута.
Доступна эта радость тому, кто любит труд.