Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей . При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат. Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам.
Реализация межпредметных
Межпредметные связи на уровне фактов — это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, математики, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения. Так, в обучении математики и химии учителя могут использовать математику для вычисления химического состава вещества. Понятийные межпредметные связи — это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов . К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ — пропорции, следствия, движение, масса и т. п.. Эти понятия широко используются при изучении процессов. При этом они углубляются, конкретизируются на математическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.
Теоретические межпредметные связи — это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей — сетевое, курсовое, тематическое и поурочное. Сетевое планирование.
Оно осуществляется завучем или председателем методической или предметной комиссии по определенному циклу, группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами. Сетевой график представляет собой модель учебного процесса, которая ограждает содержание и объем учебной деятельности учащихся в определенные отрезки времени и с учетом межпредметных связей.
Такая модель наглядно показывает логику построения смежных учебных предметов, их взаимосвязи, наиболее важные, узловые темы, временные связи в изучении зависящих друг от друга вопросов и т. п. Модель в виде сетевого графика является важным средством управления учебным процессом. На ее основе руководители школы могут внести к