«Шагреневая кожа», анализ романа Оноре де Бальзака
Написанный в 1830-1831 годах роман «Шагреневая кожа» посвящен старой, как мир, проблеме столкновения молодого, неискушенного человека с развращенным многочисленными пороками обществом.
Главный герой произведения — юный, обедневший аристократ Рафаэль де Валантен, проходит тяжелый путь: от богатства — к бедности и от бедности — к богатству, от страстного, безответного чувства — к взаимной любви, от великого могущества — к смерти. История жизни персонажа рисуется Бальзаком как в настоящем времени, так и в ретроспективе —
Сам роман начинается с переломного момента в жизни Рафаэля, когда, униженный любимой женщиной и оставшийся без единого су в кармане, молодой человек решает покончить жизнь самоубийством, но вместо этого приобретает чудесный талисман — небольшой, величиной с лисицу, кусок шагреневой кожи. Содержащая на обратной стороне печать Соломона и ряд предупреждающих надписей, говорят о том, что владелец необычного предмета получает возможность исполнения всех желаний в обмен на собственную жизнь.
По
То, что еще совсем недавно не представляло для героя никакой ценности, вдруг стало настоящей манией. И особенно желанна стала жизнь для Рафаэля, когда он встретил свою истинную любовь — в лице бывшей ученицы, ныне юной и богатой красавицы Полины Годэн.
Композиционно роман «Шагреневая кожа» делится на три равные части. Каждая из них является составляющим элементом одного большого произведения и, одновременно, выступает как самостоятельная, законченная история. В «Талисмане» намечается завязка всего романа и при этом дается рассказ о чудесном спасении от смерти Рафаэля де Валантена.
В «Женщине без сердца» раскрывается конфликт произведения и повествуется о безответной любви и попытке занять свое место в обществе все тем же героем. Название третьей части романа, «Агония», говорит само за себя: это и кульминация, и развязка, и трогательный рассказ о несчастных влюбленных, разлучаемых злым случаем и смертью.
Жанровое своеобразие романа «Шагреневая кожа» складывается из особенностей построения трех его частей. «Талисман» сочетает в себе черты реализма и фантастики, являясь, по сути, мрачной романтической сказкой в гофмановском стиле. В первой части романа поднимаются темы жизни и смерти, игры , искусства, любви, свободы. «Женщина без сердца» — исключительно реалистичное повествование, проникнутое особым, бальзаковским психологизмом. Здесь речь идет об истинном и ложном — чувствах, литературном творчестве, жизни. «Агония» — классическая трагедия, в которой есть место и сильным чувствам, и всепоглощающему счастью, и бесконечному горю, заканчивающемуся смертью в объятиях прекрасной возлюбленной.
Эпилог романа подводит черту под двумя главными женскими образами произведения: чистой, нежной, возвышенной, искренне любящей Полиной, символически растворенной в красоте окружающего нас мира, и жестокой, холодной, эгоистичной Феодорой, являющейся обобщенным символом бездушного и расчетливого общества.
Женские образы романа включают в себя также двух второстепенных персонажей, являющихся особами легкого поведения. С ними Рафаэль встречается на ужине у барона Тайфера — известного покровителя молодых ученых, художников и поэтов. Величественная красавица Акилина и ее хрупкая подруга Ефрасия ведут свободную жизнь по причине своего неверия в любовь.
У первой девушки возлюбленный погиб на эшафоте, вторая — не желает связывать себя узами брака. Ефрасия в романе придерживается той же самой позиции, что и графиня Феодора: они обе хотят сохранить себя, просто разной ценой. Бедная Ефрасия согласна жить, как ей хочется, и умереть никому не нужной в больнице.
Богатая и знатная Феодора может позволить себе жить в соответствии со своими потребностями, зная, что ее деньги дадут ей любовь на любом этапе — хоть в самой суровой старости.
Тема любви в романе тесно связана с темой денег. Рафаэль де Валантен признается своему другу Эмилю в том, что в женщине он ценит не только ее внешность, душу и титул, но еще и богатство. Прелестная Полина привлекает его внимание не раньше, чем становится наследницей большого состояния.
До этого момента Рафаэль глушит все чувства, которые вызывает у него юная ученица.
Графиня Феодора разжигает его страсть всем, что только у нее есть: красотой, богатством, неприступностью. Любовь к ней для героя сродни покорению Эвереста — чем больше трудностей встречается на пути Рафаэля, тем сильнее он хочет разгадать загадку Феодоры, оказавшуюся в итоге ничем иным как пустотой…
Русская графиня в своем жестокосердии не зря соотносится Бальзаком с великосветским обществом: последнее так же, как и Феодора, стремится только к довольству и наслаждениям. Растиньяк хочет выгодно жениться, его друг-литератор — прославиться за чужой счет, молодая интеллигенция — если не нажиться, то хотя бы поесть в доме богатого мецената.
Истинные реалии жизни, такие как любовь, нищета, болезнь, отвергаются этим обществом как нечто чужеродное и заразное. Нет ничего удивительного в том, что как только Рафаэль начинает отдаляться от света, он тут же умирает: человек, познавший истинные ценности жизни, не может существовать внутри обмана и лжи.