Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Тайна прозвища Савелия, богатыря святорусского

О Савелии, дедушке мужа Матрены, читатель узнает из ее рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь — человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: «И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою — а богатырь!»

С другой стороны, Савелий — богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик. У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания,

имеет увечье, совершил не один смертный грех , перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки , а бабам три петли . Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.

Святая Русь для православного — та сильная страна времен Киевской Руси, когда народ боролся с врагом «за веру православную, за землю Русскую». Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рожденным в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.

Портрет Савелия

Савелий очень стар. Всего он прожил 107 лет, а с Матреной познакомился в возрасте 100 лет. Он огромного роста, так что

Матрене кажется, что, распрямившись, он пробьет потолок.

Матрена сравнивает его с медведем. Его большущая, 20 лет не стриженная грива называется сивой, борода тоже большущая .

Согнутая спина Савелия — это символ русского человека, который гнется, но не ломится и не валится. В молодости в лесу Савелий наступил на сонную медведицу, и, испугавшись однажды в жизни, всадил в нее рогатину, при этом повредив спину.

Объясняя Матрене свою богатырскую природу, Савелий дает обобщенный портрет богатыря, совпадающий с его собственным: руки кручены цепями, ноги кованы железом, на спине сломались целые леса, на груди катается Илья-пророк и гремит колесницей .

Характер Савелия и обстоятельства, сформировавшие его

В момент знакомства с Матреной Савелий жил в особой горнице и никого не пускал в нее, несмотря на протесты семьи. Эту горницу он пристроил, вернувшись с каторги. Позже он сделал исключение для своего маленького правнука и Матрены, спасавшейся от гнева свекра.

Семья не жаловала Савелия, когда у него закончились скопленные на каторге деньги. С домашними он не спорил, хотя мог подшутить над сыном, который обзывал его каторжным и клейменым. Улыбка дедушки сравнивается с радугой.

У старика была привычка иногда говорить слова-афоризмы, связанные с его прошлой жизнью и каторгой: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть».

В своем преступлении, за которое Савелий попал на каторгу, он не раскаивается. С его точки зрения, терпеть было нельзя, хотя терпение — это свойство русского богатыря. Зато Савелий раскаивается в том, что стал причиной смерти правнука. Он приползает к Матрене на коленях, уходит в леса, а затем на покаяние в монастырь.

При этом Савелий способен поддержать Матрену, сочувствовать ей.

История отношений Корежинских мужиков и их господ — это история порабощения Святой Руси. Савелий как будто родом из тех древнерусских «благодатных» времен, когда крестьяне были свободными. Деревня его была в таких глухих болотах, что барин не мог доехать: «Нашей-то сторонушки три года черт искал».

Жизнь в глуши была сопряжена с жестокой охотой, так что Савелий «окаменел, лютее зверя был», и только любовь к Демушке смягчила его.

Оброк барину Шалашникову мужики отдавали только тогда, когда он их драл. Для них это было то же самое, что военный подвиг: они стояли за вотчину, они побеждали Шалашникова.

Савелий — человек простой и прямой, под стать барину Шалашникову. Он не смог справиться с хитростью немца Фогеля, управляющего наследника, который незаметно поработил крестьян, до нитки разорил. Такое состояние Савелий и называет каторгой.

Мужики терпели восемнадцать лет: «Наши топоры лежали — до поры». А потом живьем закопали немца Фогеля, которого Некрасов назвал Христьяном Христианычем . Именно Савелий первым толкнул немца в яму, именно он приговаривал: «Наддай». Савелий обладает качествами бунтаря.

Савелий умел использовать любые обстоятельства себе во благо. В остроге он выучил грамоту. Через 20 лет каторги и 20 лет поселения Савелий вернулся на родину, скопив денег. Начиная рассказ о Савелии, Матрена иронично называет его счастливцем.

Принимая удары судьбы, Савелий не унывал и не боялся.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»