О пошлости в романе «Воспитание чувств» Г. Флобера

«Удивительно, как мне претит описывать современных буржуа!» — жаловался писатель в одном из своих писем. А в декабре 1866 г. он написал следующее: «Меня приводит в отчаяние убеждение, что я делаю вещь бесполезную, …противоречащую целям Искусства…» Речь шла о романе «Воспитание чувств», над которым Флобер в то время работал с привычным упорством и с крайним раздражением. Роман был закончен в 1869 г.

Действие в романе «Воспитание чувств» происходит в период революции 1848 г. Это, в сущности, «история одного молодого человека».

Как и бальзаковский Растиньяк, главный герой романа «Воспитание чувств» Фредерик Моро устремляется в Париж. Фредерик Моро — младший брат героев Бальзака, Эжена Растиньяка и Люсьена де Рюбампре.

Но между ним и «старшими братьями» почти такая же разница, как между действием и полным бездействием. Если герой «Человеческой комедии» Бальзака Эжен Растиньяк воспринимает Париж как поле боя, где можно реализовать свои честолюбивые замыслы, то флоберовский Фредерик Моро воспринимает столицу Франции как место, где можно «ничего не делать».

Фредерик Моро бездеятелен и никчемен. Получение

наследства — главное событие в его жизни, потому что гарантирует ему стабильное существование. Фредерик — типичный рантье: он не творит, а растрачивает, не добивается, а проживает, не действует, а перемещается.

Название романа — «Воспитание чувств». Какие же чувства воспитывает в себе Фредерик Моро? «Перемещение» Фредерика по Парижу начинается с «романтической» страсти к госпоже Арну, которая, как вскользь замечает писатель, «похожа на женщин из книг романтиков». Следует особо подчеркнуть, что для Флобера, в этот период творчества, все «романтическое» отождествляется с миром «цвета плесени».

Для Флобера «книжная», «романтическая» страсть его героя неестественная, а поэтому — пошлая.

Бальзаковского Растиньяка страсти сжигали. Флоберовский Фредерик способен лишь увлекаться. Его жизнь становится «полной очарования» только тогда, когда у него появляется богатая любовница госпожа Дамбрез.

От бескорыстного поклонения Красоте к поклонению красавице, обладающей миллионами,- таков путь «воспитания чувств» проходит Фредерик Моро, характерный герой мира «цвета плесени».

В романе Флобера во всеохватывающем потоке всеобщего опошления оказываются и пассивные наблюдатели за жизнью, и революционеры, и политики. Революционер Шарль Делорье, обещавший «все тряхнуть», в конце концов оказывается неудавшимся политиком, к тему же совершенно беспринципным в своих убеждениях. «Социалист» Сенеколь «идет к коммунизму», но приходит на службу в полицию, и все заканчивается убийством республиканца Дюссардье. Все пошло, низко и фальшиво в современной Флоберу Франции.

Для героев романа «Воспитание чувств» жизнь явно не удалась. Пошлым выглядит главный герой Флобера Фредерик Моро. Однако на фоне тотальной пошлости своего времени он вызывает даже некоторое сочувствие.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: О пошлости в романе «Воспитание чувств» Г. Флобера