Играем в «Бородино»

«Бородино» М. Ю. Лермонтова традиционно входит в программу пятого класса. Мы с учениками читаем это стихотворение в конце апреля, чтобы на майских праздниках съездить в музей на Бородинском поле и воочию увидеть то, о чем говорили на уроках. А говорим мы и о литературе, и об истории: Наполеоне и Кутузове, героях Бородинского сражения , вооружении и обмундировании русских и французов, родах войск, как упомянутых Лермонтовым, так и не вошедших в стихотворение, о ходе Бородинского сражения и разных точках зрения относительно его исхода.

Времени

на такую внелитературную работу стараемся не жалеть. Во-первых, читая произведение, учимся работать со словарями и энциклопедиями, не ограничиваясь сносками и примечаниями в книгах для чтения . Во-вторых, каждый ученик получает возможность сделать небольшое устное выступление, продумав не только, что и как он скажет, но и какие слова, имена, даты запишет на доске для всего класса, какие вопросы задаст слушателям, чтобы проверить, что они услышали и запомнили.

После трех-четырех сообщений мы устраиваем письменный блиц-опрос, в котором участвует весь класс. Такая форма работы помогает нам подготовиться и к экскурсии

в музее: пятиклассники с уважением слушают рассказ экскурсовода, задают вопросы «по делу», не устают от объема точной информации — дат, имен, названий мест, — уже известной им, с интересом рассматривают выставленные в витринах предметы: у каждого есть здесь «свой», который совсем недавно «представлял» классу.

«Поход» в музей и уроки литературы по теме заканчиваем традиционной большой игрой. Все участники получают призы и хорошие оценки по истории и литературе. Обычно играем двумя классами , смешанными командами. Игра занимает полтора-два урока и требует просторного помещения . В жюри учителя или старшеклассники.

Для игры командам раздаются листы для письменных ответов.

Сначала каждая команда придумывает себе название, связанное с войной 1812 года, и дает короткое обоснование своему выбору.

Разминка

Ведущий по очереди задает командам вопросы. Все команды, кроме той, которой адресован вопрос , молча пишут ответы на листочках . Если дан правильный ответ, отвечавшей команде присуждается 2 балла и ведущий задает следующий вопрос другой команде. Если ответ неверен, то отвечавшая команда получает 0 баллов, а те команды, которые правильно ответили на вопрос письменно, — по 1 баллу.

В конце разминки ведущий озвучивает правильные ответы, жюри подсчитывает баллы.

Вопросы

1. Кто назвал Бородинское сражение «битвой гигантов»? 2. Зачем нужен конский хвост драгунам? 3. Почему существуют две даты Бородинской битвы? 4. Как переводится с французского слово «флешь»? 5. Какова форма редута?

6. Назовите основной цвет русских и французских мундиров? 7. Чем сражались партизаны, у которых не было оружия? 8. Какое крупное европейское государство, кроме России, не было захвачено Наполеоном в 1812 году? 9. Около какой деревни был бой за два дня до Бородинского сражения?

10. Чем на императорском знамени Наполеона были заменены лилии Бурбонов? 11. Как выглядит памятник павшим французам на Бородинском поле?

12. По какой дороге пришлось отступать Наполеону от Москвы?

Второй конкурс называется «Одень и вооружи гусара для битвы» . Каждая команда получает набор карточек. Важно, чтобы слова на карточках были напечатаны крупно, а участники игры имели возможность разложить их на столе или на полу. Надо выбрать такие слова, которые обозначают предметы одежды и вооружения гусара, и на выбранной карточке кратко записать, что это слово значит . За каждое правильно выбранное слово команде дается 1 балл. За объяснение значений слов еще по 1 баллу.

Отобранные карточки сдаются жюри. Ведущий озвучивает правильные ответы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Играем в «Бородино»