«Черный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
Впервые увидевшая свет 19 августа 1843 года на страницах еженедельника «The Saturday Evening Post» новелла «Черный кот» сочетает в себе черты жанра хорор и мистики. Реалистичные события и череда таинственных, пугающих совпадений позволяют отнести это произведение к более узкому жанровому кругу «психологического триллера». Идущий от первого лица рассказ усиливает психологическую составляющую новеллы.
Проблема деградации личности, вызванная алкогольной зависимостью, указывает на реальные истоки большинства ужасов «Черного кота».
Ужасное
Ужасные реалистичные события, производимые главным героем произведения под действием винных паров: лишение черного кота по имени Плутон глаза, повешение животного на суку, убийство жены, сокрытие трупа в подвальной стене. Надуманные ужасные события, возникающие внутри сознания главного героя, мучаемого угрызениями совести и, одновременно, поглощенного злобными чувствами: пожар в доме в ночь после убийства кота и последующее разорение семейства, обнаружение на пепелище внутренней перегородки с барельефом, изображающим огромного кота с веревкой на шее, навязчивые
Главный герой произведения убивает, по его признанию, из духа противоречия и совершает преступление против тех, кого больше всего любит: самого любимого домашнего животного — черного кота Плутона и… жены.
Совершаемые главным героям преступления пугают своей обыденностью. Они описываются просто и безыскусно. Более ярко автор передает внутренние переживания персонажа, у которого в момент расправы над котом текут слезы и «сердце разрывается от раскаянья».
Впрочем, последнее быстро искореняется огромным количеством алкоголя, поглощаемого героем в бесконечных притонах. Утопив чувство вины в вине, убийца кота начинает интуитивно ощущать, что должен быть наказан, а так как наказать его может только он сам , то это и начинает происходить: в начале в его мыслях, которые заставляют месяц за месяцем искать во всех окрестных кабаках кота, похожего на Плутона, а затем в жизни, когда найденный кот становится неотъемлемым и реальным воплощением совершенного преступления.
Художественный образ кота несет в себе как реалистичные, так и мистические черты. Собственно котов в произведении два: первый — убитый главным героем черный кот Плутон, второй — похожий на него безымянный двойник. Первое животное воспринимается персонажем в положительном ключе, второе — становится живым воплощением убитого кота. Главный герой не говорит об этом, но все в повествовании подталкивает читателя к мысли о возвращении Плутона с того света: кличка, данная в честь римского бога Подземного царства и смерти; замечание жены героя в начала новеллы о том, что народная примета связывает черных котов с оборотнями; отсутствие глаза у нового животного; грязно-белое пятно на шее, напоминающее собой то ли веревку, то ли виселицу. Второй кот, судя по доброму обращению с ним жены главного героя, является самым обычным животным.
Исчадием ада его видит повествователь.
Самое ужасное по своей сути преступление — убийство жены — герой совершает пусть и в порыве ярости, но довольно хладнокровно. Сразу же после этого он принимает решение спрятать труп в подвальную стену, как это делали средневековые монахи со своими жертвами. В ночь после убийства герой спит крепким и спокойным сном: его не мучает ни исчезнувший кот, ни совершенное преступление.
Более того, сокрытие произошедшего и полная безнаказанность в буквальном смысле слова развязывают ему руки, стучащие тростью по кладке и выдавшие преступление отчаянным воплем замурованного заживо кота.