«Три встречи», анализ повести Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Три встречи» был написан в 1851-1852 гг. и опубликован в «Современнике» №2 за 1852 год. Тургенев называл его «пустой вещицей» и «безделицей», но не вполне искренне. Первое название рассказа — «Старая усадьба».
На итальянские страницы повлияла поездка 22-летнего Тургенева в Италию, в Сорренто, десятью годами ранее.
Литературное направление и жанр
Тургенев мастерски изобразил картины русской и итальянской природы. Многие современники отмечали, что в начале рассказа, где
В традициях романтизма написан образ Лукьяныча. Автор не открывает читателю ни тайн этого героя, ни причин его «горестной задумчивости». Загадкой также остается самоубийство этого, в общем, благополучного человека.
Романтическим ореолом овеян красавец с усами, появившийся как будто из другого мира. В традициях реализма описан главный герой, который как раз и ставит перед собой цель разоблачить мистику совпадений.
Непрост
Кажущиеся возвышенными романтические отношения между незнакомкой и ее возлюбленным оказываются трагической любовью несчастной брошенной женщины и минутным увлечением ловеласа.
Проблематика
В повести поднимается проблема того, как духовные и нравственные вопросы соотносятся с материальной жизнью человека. Другие проблемы — связь любви и счастья, непрочность человеческого счастья, которое не всегда зависит от видимых причин.
Герои рассказа
Главный герой рассказа — охотник. Повествование ведется от первого лица. Упорство, с которым герой ищет ответ на вопрос о том, кто такая незнакомка, свидетельствует о его рационализме.
Вместе с тем, рассказчик придает особое значение этим мистическим встречам, как будто ему самому не хватает любви и драматизма в жизни. Отсюда его импульсивные и мелочные поступки: он выспрашивает у крестьян о помещицах, пытается заплатить Лукьянычу за откровенный разговор, напускает на себя таинственность, твердя незнакомке, что все знает, хотя не знает ничего.
Незнакомка при первой и второй встрече представляется герою неземной женщиной. Лицо ее «поразительно прекрасно». Из деталей внешности автор подчеркивает темные глаза и черную волну волос. Но главное в ее образе — общее впечатление . При второй встрече женщина снова излучает любовь, красоту, счастье.
Герой стремится прикоснуться к ее счастью, но, желая встретить ее «как живую женщину, не как видение», разрушает чары.
Внешне она осталась такой же прекрасной, но больше не притягательна для героя, потому что от нее исходит не любовь и счастье, а «небрежность неизлечимого горя», «равнодушие безвозвратного несчастья». Отсутствие счастья и любви снова сделало ее подобной каменной статуе: «Возвратилась Галатея на свой пьедестал».
Не вполне понятна роль в рассказе Лукьяныча. Возможно, он — двойник незнакомки, стремящийся к идеалу, не принимающий компромиссов . Недаром же во сне герою он представляется Дон-Кихотом.
Сюжет и композиция
В композиции Тургенев соблюдает тройственные сказочные формулы. Герои встречаются трижды, трижды звучит итальянская песня.
Важен в композиции сон героя, в котором как будто открывается истинная сущность незнакомки, похожей на ангела, и ее возлюбленного, напоминающего итальянского паука.
Современники отмечали слабую композицию рассказа. Они недоумевали, к чему в произведении фантастическая смерть Лукьяныча. Критики единодушно признавали, что главное в рассказе — не события, а впечатления, которые они производят на рассказчика, его настроение.
Стилистические особенности
Реалистической повесть делают именно детали, бытовые мелочи: описание охоты и помещичьего заброшенного дома, неинтересная внешность сестер-помещиц и прозаическое имя Пелагея Бадаева, сонный и равнодушный староста.
Тургенев буквально рисует цветами, запахами: неизменное белое платье героини, желтое солнце, черные глаза и волосы, такая же черная ароматная южная ночь.
Современники особенно ценили в рассказе лиризм, прекрасное описание южной ночи и природы средней полосы.