Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида «Типы текстов»
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Автор: Зеленкова Юлия Владимировна — учитель, ГКСОУ ВО «Дубасовская специальная общеобразовательная школа — интернат VIII вида» Описание материала: конспект русского языка для учащихся 7 класса специальных школ VIII вида по теме «Типы текстов». Урок по программе специальных образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И. М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям русского языка коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся на практической
Каждый учащийся на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме. Тема: Типы текстов. Цель: дать понятие о типах текстов; формировать умение различать типы текстов. Задачи: — развивать умение формулировать определение понятий; — формировать умение различать типы речи; — обогащать словарный запас учащихся; Оборудование: мультимедийное оборудование или карточки с текстами для работы, иллюстрация с изображением пеликана. Ход урока.
1.Организационный момент. Придумано
Пусть доброе утро длится до вечера! Учитель: Какое это стихотворение? Ученики: Доброе. Учитель: Почему оно показалось вам добрым?
Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Когда эти слова нужно говорить? Скажем, ребята, друг другу хором: доброе утро! 2.Постановка учебной цели.
Учитель: Ребята, нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Вокруг бесчисленное множество различных предметов и явлений, они имеют свои признаки, свойства, они совершают действия. Мы все это видим и говорим об этом. Мы отражаем в нашей речи окружающую действительность.
Но мы говорим не только о том. Что нас окружает. Воспринимая действительность, мы говорим о возникших у нас мыслях и чувствах. Оценивая события, мы объясняем происходящее, пытаемся разобраться, почему это произошло. Прочитайте тексты на карточках . 1.На черной воде плавала громадная птица.
Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиной с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. 2.Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему причалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.
3. Пеликаны не могут нырять это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков. Учитель: Что общего в содержании этих текстах? Ученики: Во всех текстах говорится о пеликане.
Учитель: Чем они различаются? Ответы учащихся. Учитель: К какому тексту мы можем поставить вопрос: что произошло?
Учитель: К какому тексту мы можем поставить вопрос: какой? Учитель: А к какому — почему? Учитель: В зависимости от того, что является объектами наших высказываний: произошедшее событие или окружающие нас предметы, явления, животные, люди, или различные понятия — тексты делятся на три типа: описание, повествование, рассуждение . Попробуем определить их. В первом тексте описывается внешний вид пеликана, к какому типу можно его отнести?
Ответы учеников, разбор вариантов. Какой вопрос можно задать к этому тексту? Ученики: Какой пеликан? . Учитель: Во втором тексте автор рассказывает о событиях. Произошедших на берегу реки. Какой это тип текста?
Ученики: Повествование. Учитель: какой вопрос можно поставить к этому тексту? Ученики: Что произошло? Учитель: Какова цель третьего текста?
Ученики: Объяснить, почему пеликан не может летать. Учитель: Какой это тип? Какой вопрос можно поставить к тексту? В процессе работы появляется схема на доске: Повествование — что произошло? Описание — какой?
Рассуждение — почему? Учитель: Какая тема нашего урока? Ученики: Типы текстов. Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока. 3. Физкультминутка.
4. Актуализация знаний. Учитель: в зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: повествование, описание, рассуждение. Прочитайте тексты на карточках: Сова.
У совы перья на крыльях мягкие, полет неслышный. Когти у совы кривые, острые. Никто из таких когтей не вырвется. Крепко держат они мышь, белку или сонную птицу.
По ночам сова охотится. А днем спит. Тень на дороге. Ст_ял яркий солнечный день.
Мы с братом шли через лес. Вдру_ на д_рогу упала тень. Я быстро взгл_нул вверх над нами бе_шумно л_тела крупная птица. Это был коршун. Он высм_трел добычу.
В одно мгновение хищник схв_тил ее и взмыл в небо. Этот случ_й мы запомнили . Проверка выполнения. 5. Закрепление знаний. Учитель: Если в тексте повествуется о действиях и событиях в определенном порядке, то какой это тип речи? Ученики: Повествование.
Учитель: Если объясняются причины явлений. Событий. Их взаимосвязь, то какой это тип? Ученики: Рассуждение. Учитель: А о чем говорится в текстах описательного характера?
Ученики: Изображаются люди, предметы, животные, природа. Добавляется схема на доске: Повествование — что произошло? — рассказ о действиях и событиях. Описание — какой? — изображение людей, животных, предметов. Рассуждение — почему? — изложение причин явлений и событий.
Учитель: Запишите схему в тетради. При наличии времени с учащимися проводится устная работа: учитель зачитывает небольшие тексты, ученики определяют их тип. Можно использовать сигнальные карточки.
6. Рефлексия деятельности. Учитель: Что нового сегодня узнали? Для чего нужны тексты различных типов?
7. Домашнее задание.