ГКСОУ Специальная школа-интернат VIII вида г. Коврова
Факультативное занятие
«Декоративно — прикладное
Искусство народов России»
Тема: Отделка готового изделия.
Окрашивание шкатулки.
Учитель Монахов С. В.
7 класс, II год обучения
2014 год
Цель: продолжать знакомить учащихся 7 класса с декоративно-прикладным искусством народов России.
Задачи:
Научить приему окрашивания изделия;
Прививать навыки точности и аккуратности в процессе трудовой деятельности, совершенствовать моторику пальцев рук;
Способствовать
формированию эстетического вкуса;
Развивать творческую фантазию, воображение, мышление.
Оборудование:
Образцы изделий.
Образцы краски.
Литература с изображением изделий.
Словарь.
План работы над изделием.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Повторение.
III. Основная часть урока.
Правила ТБ.
IV. Практическая работа.
V. Окончание работы.
VI. Итоги урока.
| Доклад учащихся о готовности группы.
Над каким изделием мы с вами работаем?
Мы с вами решили изготовить своими руками сувенирную шкатулку в стиле мастеров Палеха
и Мстеры.Конечно, не каждому дан талант быть хорошим художником, но сделать заготовку шкатулки под роспись возможно даже в наших условиях.
Мы уже с вами проделали основную работу по склеиванию шкатулки.
На каком этапе работы над изделием мы остановились?
Вспомним, из какого материала мы изготавливали шкатулку?
Как расшифровывается ДВП?
Каким клеем мы пользовались для склеивания элементов шкатулки?
Для склеивания каких материалов применяется клей ПВА?
После склеивания шкатулки мы подготовили ее под окрашивание. Теперь мы с вами познакомимся с некоторыми видами красок и приемами окрашивания.
Для отделки изделий ремесленники России применяли краски, которые чаще всего были приготовлены самими мастерами. В состав красок входили природные материалы. Такие как: натуральные масла, отвары из коры и древесины деревьев, соки растений и измельченные минералы. Самой простой по приготовлению считалась черная краска, т. к. в ее состав входила простая сажа из печей. В сажу добавляли растительное масло, перемешивали, растирали и доводили до готовности. Поэтому до сих пор художественная масляная краска называется Сажа газовая.
Показ образца.
При дальнейшем развитии промышленности появилось много видов красок. В быту в основном применяют два вида красок:
— масляные краски,
— нитроцеллюлозные краски.
Масляные краски изготавливают на основе натуральных и синтетических масел: олифа .
Нитроцеллюлозные краски изготавливают на основе летучих растворителей . Они обозначаются НН. Эти краски быстро сохнут.
В связи с тем, что краски в основе своей имеют различные растворители, то при работе с ними надо соблюдать необходимые правила ТБ.
Работать надо в хорошо проветриваемом помещении.
Нельзя допускать попадания краски на кожу рук или лица.
При попадании краски под кожу рук или лица, нельзя смывать ее растворителем. Надо промыть это место водой с мылом.
Нельзя производить окрашивание вблизи открытого огня, т. е. печи, электроприборы.
А сейчас напомните мне, какие виды красок применяются в быту. .
Мы с вами будем окрашивать шкатулку нитроцеллюлозной краской.
С помощью чего можно окрасить такие изделия? .
Сейчас я вам покажу, как правильно производить окрашивание изделия кистью.
Надо подготовить свое рабочее место.
Подготавливаем краску, кисти.
В процессе окрашивания надо следить за равномерным распределением краски по поверхности изделия, иначе могут выявиться такие недостатки как:
Непрокрашивание
Подтеки краски
А теперь вы сами покрасите свои изделия, соблюдая все правила, о которых мы с вами говорили.
Учащиеся работают над изделием. Учитель следит за соблюдением ТБ и правильностью выполнения приемов окрашивания.
Учащиеся убирают свои рабочие места. В групповой беседе анализируют качество выполненной работы.
Учащиеся выявляют недостатки в своей работе.
Повторяем виды красок.
Учитель оценивает работы, выделяет лучшие.
Указывает на недостатки в работе, на что надо обратить внимание в дальнейшем.
Самоанализ.
Цель занятия соответствует изучаемой теме.
Учебная задача: дать понятие о видах краски.
Практическая задача: научить приему окрашивания.
Коррекционная задача: совершенствовать моторику пальцев рук; способствовать формированию эстетического вкуса.
Для проведения данного занятия я выбрал классический тип комбинированного урока, во время которого сочетаются повторение пройденного и изучение нового материала. Каждая часть занятия имела завершенность, и подводился итог.
Доступность изложения материала соответствует данной категории учащихся.
В комплексе использовал словесные, наглядные и практические методы обучения.
Логически последовательно учащиеся подведены к восприятию нового материала.
Учебный материал соответствует поставленной цели и активизирует мышление учащихся на занятии.
Во время занятия использован словарь новых слов, образцы изделий и наглядная литература.
Учащиеся проявили интерес к новому материалу и активно работали на всех этапах занятия.
Во время практической части занятия проводилась индивидуальная работа.
Позитивным результатом свое работы считаю достижение поставленной цели.