Виды схем анализа урока
1. Полный анализ урока
2. Структурный анализ урока
3. Аспектный анализ урока
4. Краткий анализ урока
5. Дидактический анализ урока
6. Психологический анализ
7. Психологический анализ
8. Комплексный анализ уроков
Полный анализ урока — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности
1. Целевая направленность урока .
2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.
3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.
4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.
5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.
6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.
7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она
8. Рациональность проведения уроков — лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т. д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.
9. Какие методы и приемы обучения были использованы и их активность на уроке.
10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.
11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.
12.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.
Структурный анализ урока — Структурный анализ — это выявление и оценка доминирующих структур урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
1. Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.
2. Определить их последовательность и целесообразность.
3. Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.
4. Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.
5. Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.
6. Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.
Аспектный анализ урока — это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
1. Постановка и решение на уроке триединой задачи
2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.
3. Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.
4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.
5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.
6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.
7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.
8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.
9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Краткий анализ урока — это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
1. Постановка на уроке триединой задачи .
2. Какими методами она решалась.
3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации.
4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.
5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.
6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.
7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.
8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.
9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Дидактический анализ урока — это анализ основных дидактических категорий .
1. Общие сведения об учителе и классе.
2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.
3. Цели-задачи урока , комплексность их решения.
4. Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.
5. Адекватность т. е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока.
Их оптимальность и интенсивность.
6. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т. е. соответствие ее целям,
Содержанию и методам обучения.
7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.
8. Посильность объема и сложности домашнего задания.
9. Степень реализации триединой задачи урока.
Психологический анализ урок. — это изучение выполнения психологических требований к уроку .
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
— планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем проблемно — эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
— учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся
— соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения ;
2) особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
— рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе ;
— педагогический такт ;
— психологический климат на уроке .
Организация познавательной деятельности учащихся
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
— планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
— использование установок в форме убеждения, внушения;
— планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых ,
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся ;
— опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся ;
— руководство повышением уровня понимания и формированием умений рассуждать и умозаключать;
— использование различных видов творческих работ учащихся ;
3) закрепление результатов работы:
— формирование навыков путем упражнений,
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Схема психологического анализа урока.
Позволяющая оценить степень его Личностной ориентированности на ученика
Данные рекомендации позволят стимулировать профессиональную рефлексию учителя, будут способствовать психологизации и гуманизации его профессиональных установок, ощущению самочувствия ребенка, его отношения к предмету, уроку, учению, себе самому.
1. Психологическая оценка урока:
— уровень организации урока ;
— соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;
— соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
— темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;
— соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;
— оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов .
2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
— наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми ;
— преобладающее отношение к классу;
— коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;
— способы активизации работы учащихся ;
— соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
— способность к делегированию полномочий учащимся;
— умение слушать;
— способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
— стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формированию умственных действий ;
— соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;
— эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции;
— увлеченность преподаваемым предметом;
— адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;
— внешний облик учителя .
3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
— позиция учащихся: активная или пассивная ;
— владение основными компонентами учебной деятельности ;
— преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;
— нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
— наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;
— наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;
— наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;
— отношение к ошибкам — своим и товарищей ; I
— роль учащихся ;
— склонность к кооперации или конкурентности ;
— раскрепощенность или скованность ;
— отношение учащихся к учителю ;
— преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса .
Комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока .
Уровня учебной работы учащихся класса в течение дня
1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся.
2. Психологические особенности детей данного возраста.
3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели.
4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению.
5. На каких уроках уровень решения данной цели был наиболее высоким.
6. Как прослеживалась обратная связь со всеми учащимися в учебной деятельности от
Урока к уроку, причины ее снижения и рекомендации по повышению ее уровня.
7. Как совершенствовались навыки и техника чтения каждого ученика на протяжении
Всех уроков.
8. Каков результат усвоения знаний каждым учеником на всех уроках данного дня.
9. Оптимальность и посильность домашнего задания учащихся в целом и по каждому
Уроку в отдельности.
10. Какие методы, приемы и средства способствовали более эффективному усвоению
Знаний, умений, навыков учащихся и рекомендации по их использованию другими
Учителями.
11. Рекомендации по технологии ликвидации отмеченных общих и индивидуальных
Недостатков в организации учебной работы учащихся класса.