Конспект урока по истории «Общественно — политическая мысль в 30-50 годы XIX века» 10 класс
Учитель МБОУ СОШ № 27 Толмачева Н. В. разработка урока в 10 классе на тему
«Общественно — политическая мысль в 30-50 годы XIX века».
Тип урока: Комбинированный
Цель: Определить и охарактеризовать основные направления общественно-политической мысли России в 20-50 годы XIX века
Оборудование: учебник А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов История России XVII-XIXв. в. § 29 ч.2, презентация «Общественная мысли при Николае I «, документ » Из статьи С. П. Шевырева»., презентация «Викторина по истории России»
Ход урока
Орг. момент
Ход
Целеполагание
Вспомните, какую основную цель во внешней политике провозгласил Николай I. По суровой иронии именно 30-50 годы ознаменовались широким развитием общественно-политической мысли и оформлением в ней революционного течения. Сегодня на уроке мы поговорим об общественно — политической мысли в 30-50 годы XIX века. Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали тогда вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие.
Споры между приверженцами различных философских и политических
Особенности общественной жизни России
Либеральное направление
Русский социализм
Изучение нового материала.
I.
Общественная мысль второй четверти XIX века имела ряд особенностей:
1. Развивалась при ужесточении политического режима
2. Оформился окончательный разрыв между властью и обществом
3. Консерватизм оформился в государственную идеологию
4. Появление социалистического направления в общественной мысли
5. Отсутствие практического применения теорий
II.
З. К. Работа с документом С1.-С3.
Из статьи С. П. Шевырева.
«…Мы сохранили в себе незапятнанными три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.
Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с ним отпустила нас в опасную дорогу Запада…
Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории… У нас только Царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему…
Третье коренное чувство наше есть сознание нашей народности и уверенность в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом… Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее…».
С1. Назовите историческое понятие, которому посвящена статья С. П. Шевырева. В царствование какого императора оно было сформулировано? понятие — теория «официальной народности»; 2) император — Николай I )
С2. Используя текст источника, укажите три основных положения, которые характеризуют систему взглядов, указанную в статье. Чьи идеи легли в ее основу? Кто сыграл особую роль в формулировании основных принципов этой системы взглядов? положения — православие, самодержавие, народность; 2) в основу легли идеи Н. М. Карамзина; 3) автор — С. С. Уваров)
С3. Каких идеологических взглядов, судя по тексту, придерживался автор? Свою позицию обоснуйте. Приведите всего не менее двух положений. автор статьи разделял консервативные взгляды; 2) С. П. Шевырев был сторонником теории «официальной народности»; 3) обоснование: в тексте статьи он ассоциирует себя с ее последователями и употребляет местоимение «мы».)
Докажите, что теория официальной народности является консервативной идеологией
Чьим интересам отвечала подобная теория?
Повторение
Интерактивная викторина
5. Изучение нового материала.
В противовес консерватизму в России существовало либеральное направление, которое, несмотря на ужесточение порядков в стране расширяется и видоизменяется.
З. К.
Что такое либерализм?
Русская либеральная мысль второй четверти XIX века развивалась по двум основным направлениям: Западнической и славянофильской
З. К. Заполните таблицу:
Славянофилы | Западники | |
Хомяков, братья Киреевские, братья Хомяковы, Самарин, | Боткин, Тургенев, Грановский, Кавелин, Чичерин | |
Вопрос о самодержавии | Отрицание представительных учреждений, сохранение монархии, единение царя и народа | Критика существующего строя, введение парламентского строя, республиканской формы правления |
Вопрос о крепостном. праве, экономические преобразования | Отмена крепостного права, развитие торговли, внедрение техники, протекционизм, строительство железных дорог | Отмена крепостного права, развитие капитализма, установление буржуазных свобод |
Отношение к преобразованиям Петра | Резко отрицательное отношение. Петр расколол страну на два чуждых лагеря: крестьянство, и антирусский сир чиновники, аристократия, интеллигенция | Петр I принес «свет прогресса» |
Отношение к влиянию запада | Россия самобытная и у нее свой путь отличный от Запада. | Устройство Англии и Франции — образец для подражания России |
Социальное устройство | Сохранение сословного строя, сельской общины |
Задание:
В2. Какие три положения из приведенных ниже характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) принятие конституции, введение демократических свобод
2) самобытность истории России
3) возвращение к Земским соборам
4) отмена крепостного права
5) развитие России по законам мировой истории
6) необходимость утверждения буржуазных порядков
B 3 Установите соответствие между общественными силами» течениями и позициями, ими защищаемыми.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ТЕЧЕНИЯ | |
1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путем военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее ее традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло | А) славянофилы Б) анархисты В) декабристы Г) социал-демократы |
B 3 Установите соответствие между фамилиями участников общественного движения XIX в. и их принадлежностью к течениям общественной мысли.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТЕЧЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ | |
A) Б. Н. Чичерин Б) К. С. Аксаков B) П. А. Кропоткин Г) Л. Мартов | 1) социал-демократ 2) декабрист 3) славянофил 4) анархист 5) западник |
B 6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Направление | Период активной деятельности | |
В. И. Ленин | __________ | __________ |
__________ | __________ | |
Б. Н. Чичерин | __________ | 1850-1880-е гг. |
__________ | 1830-1850-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) А. С. Хомяков
2) социал-демократ
3) народник
4) 1820-е гг.
5) западник
6) П. И. Пестель
7) А. И. Герцен
8) 1890-1920-е гг.
9) К. П. Победоносцев
Ответ: 286451
IV.
З. К. Что такое социализм?
Родоначальник русского социализма — А. И. Герцен
Приверженцы идей В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский,
Основные идеи:
1. Россия, минуя капитализм построит социализм
2. Ликвидация самодержавия, крепостного права, демократизация страны
3. Основа социализма — русская община с равенством права на землю.
З. К. Прочитайте текст учебника стр. 355-356 и найдите слабые стороны теории Герцена.
6. Домашнее задание.
§ 29, в. 6- письменно
Приложение