«Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера
Созданная в 1665 году Мольером комедия «Дон Жуан, или Каменный Гость» является классической художественной обработкой средневековой испанской легенды о распутнике по имени дон Хуан. В своей пьесе французский драматург провел беспощадный и одновременно объективный анализ образа европейского дворянина, живущего ради телесных удовольствий и любовных побед.
В интерпретации Мольера Дон Жуан становится не только вместилищем наиболее характерных общественных пороков, но и человеком, не лишенным внешнего обаяния и некоторых индивидуальных
При этом с людьми, ниже его по социальному положению, Дон Жуан особо не церемонится: он без зазрения совести пользуется деньгами своего кредитора, г-на Диманша, и выставляет его из дома без единой копейки, когда тот пытается вернуть свое. Крестьянину Пьеро, вставшему на защиту чести своей невесты Шарлотты, Дон Жуан дает несколько пощечин — и это несмотря на то, что именно Пьеро в свое время спас его от смерти в водной пучине.
Однако при всей своей неоднозначности образ главного героя на протяжении всего развития действия неуклонно стремится по дороге в Ад. Основная проблема Дон Жуана заключается в том, что он настолько сросся со своей внутренней распутной сутью, что не может преодолеть ее, даже сталкиваясь с явными знаками, посланными ему небом. Героя не смущает ни ожившая статуя, ни призрак женщины — они его немного удивляют, но и только.
Дон Жуан больше боится физической смерти, чем смерти духовной. Призрак, который не может быть проткнут шпагой, страшит его не так сильно, как братья погубленной им доньи Эльвиры, решившие встать на защиту чести сестры. Именно поэтому Дон Жуан решает прибегнуть к крайнему средству спасения — лицемерию.
Прикинувшись благочестивым, «раскаявшийся грешник» пытается привлечь на свою сторону отца, которому еще совсем недавно желал смерти. По мнению Дон Жуана, все общество погрязло в грехах, и только лицемерие позволяет людям жить в ладу со своими страстями и не бояться всеобщего осуждения.
Художественная проблематика комедии состоит не только в развенчании пороков и классическом наказании зла в лице Дон Жуана. В «Каменном Госте» Мольер показывает порочность всего общества, начиная от верхов и заканчивая низами: Дон Жуан — распутничает; донья Эльвира — поддается греховной страсти и предает свои обеты Богу; Сганарель — при всей своей вере в небо, потакает разнузданному образу жизни своего хозяина; крестьянка Шарлотта — быстро забывает о любимом женихе, когда на горизонте появляется более выгодная партия.
Исправившейся и вернувшей в лоно веры становится только донья Эльвира, согрешившая по наивности и отказавшаяся от недостойной, земной любви взамен любви добродетельной, требующей спасения даже самой заблудшей из всех возможных душ — души Дон Жуана. С образом доньи Эльвиры в «Каменном Госте» связаны лирические, во многом, трагические мотивы. Ее обращенные к Дон Жуану монологи проникнуты бесконечной чувственностью и изысканностью выражений.
Комедийное начало «Дон Жуана» связано с художественным образом Сганареля. Слуга главного героя постоянно попадает в нелепые ситуации: он теряется в разговоре со своим хозяином и не знает, что ответить его жене, донье Эльвире; он не хочет идти на смерть, ради Дон Жуана, но одновременно и боится потерять свое место; он пытается урвать кусок с тарелки своего господина и все равно остается голодным, так как другие слуги берут с него пример. В разговорах с Дон Жуаном Сганарель и обличает бесстыдство своего хозяина, и не может отстоять свое собственное мнение.
В своих жалких попытках наставить главного героя на путь истинный он робок и смешон. Финал комедии можно было бы назвать трагическим, если бы не Сганарель: после того, как статуя командора отправляет Дон Жуана в Ад, слуга начинает причитать по поводу недополученного жалованья.