Учителя, которые вдохновляют
Как должна измениться школа и чему стоит учить детей? Фокус отвечает на эти вопросы вместе с 25 успешными учителями, которые умеют воодушевить украинских школьников на высокие результаты
По данным исследования, проведенного в этом году накануне Дня учителя Институтом Горшенина, 65,5% украинцев считают, что страна нуждается в реформе школьного образования. Но мало кто из рядовых граждан понимает, какой должна быть эта реформа. «Дети требуют нового подхода», — говорят одни родители. «В школе царит вымогательство», — жалуются
Эти люди делают гораздо больше, чем требует от них штатное расписание, и их мотивация далека от материальных благ. Их можно было бы назвать учителями-звездами. Но звездами они считают
Например, учитель физики из Черновцов Пауль Пшеничка подготовил несколько десятков ученых с мировым именем и при этом говорит: «Мне очень повезло, что я работал с этими детьми». Его воспитанник Евгений Мищенко в мировом научном сообществе считается одним из самых молодых и перспективных ученых-теоретиков в области нанофизики. Другой ученик — Евгений Фуркал работает над удешевлением лечения рака в Центре исследований раковых заболеваний имени Фокс Чейза. А шестеро учеников физика из Винницы Юрия Пасихова сейчас работают в Европейской организации по ядерным исследованиям . Что обеспечивает такие высокие результаты? Во-первых, эти учителя не ждут реформы образования, они уже реализовывают ее собственными силами.
Почти все герои листинга Фокуса вышли из советской системы образования. Но от коллег их отличает то, что они готовы признать: чтобы преподавать современным детям, им приходится учиться. Одни пишут диссертации, другие осваивают интерактивные технологии, третьи изучают психологию и разрабатывают собственные методики. Каждый участник списка представляет определенный тренд, характерный для продвинутых школ мира, — будь-то проектное обучение или создание социальных и экологических проектов. Вторая особенность, отличающая вдохновляющих педагогов, — это новое отношение к школьнику. «Мы больше не можем преподавать в менторском тоне.
Дети хотят диалога и совместного творчества с учителями» — так формулирует общую позицию учителей этого листинга Ольга Невмержицкая, преподаватель зарубежной литературы из киевской гимназии №17. В-третьих, учителя-новаторы, какой бы предмет они ни преподавали, учат не зубрить параграфы из учебников, а создавать собственный интеллектуальный продукт — от написания электронных обучающих пособий для младших классов до разработки маршрутов зеленого туризма. Экспертами при составлении списка неординарных педагогов страны выступали городские отделы образования, Украинский педагогический клуб, Институт инновационных технологий и содержания образования, а также организатор Всеукраинского конкурса «Учитель-новатор» компания «Майкрософт-Украина». По итогам общения с ними и потенциальными претендентами на звание учителей-звезд Фокус составил список из 25 людей, собственными руками создающих в Украине школу будущего.
Чьи-то дети уже в ней учатся, а чьи-то будут учиться завтра.
Источник: