Конспект урока литературы в 11 классе «Слово о Шолохове»
Цели урока: Дать учащимся биографические сведения о писателе; познакомить с исторической эпохой творчества М. А. Шолохова; развивать навыки прочтения и исполнения народных донских песен; ввести учащихся в мир шолоховских героев, помочь понять, что составляет их нравственный стержень; воспитывать уважение к крестьянскому труду, народным традициям, любовь к донской природе; воспитывать уважение к творчеству великого писателя.
Тип урока: урок-портрет
Оборудование: портреты М. Шолохова и его близких, фото пейзажей донского края, звукозаписи
Эпиграф урока: Но мир узнал о тихом Доне,
Когда явился «Тихий Дон»…
В. Фирсов. I.
І. Объявление темы и целей урока.
II. Мотивация учебной деятельности на уроке.
III. Работа над темой урока.
Слово учителя.
Самолет ЯК-40, следовавший специальным рейсом из Москвы приземлился в Вешенской, и, пробежавшись по бетонке, остановился так, что взору Михаила Александровича Шолохова открылась панорама заснеженного поля, по которому резкий, колючий степняк гнал сухую поземку.
Високосный только начал отсчитывать последние дни
Однако он был мудрым человеком, а, «смерть мудреца есть смерть без страха смерти».
Часы в доме Шолохова остановлены 21 февраля 1984 года в час сорок ночи. Немногим больше года не дожил М. А. Шолохов до своего восьмидесятилетия.
Вед. 1. Сегодня мы поговорим о великом писателе, лауреате Нобелевской премии, других зарубежных и советских премий и почетных званий Михаиле Александровиче Шолохове.
Вед. 2 Сегодня мы нарисуем его словесный портрет, портрет житейский и творческий, портрет, который поможет нам постичь его душу, коснуться его великого таланта.
Вед. 1. Судьба…Она не была легкой у тех, чье детство и юность пришлись на начало века , а зрелость — на годы сталинских репрессий. Михаил Александрович знал победы и беды, почет и клевету, уважение и зависть…
До сих пор отношение к нему неоднозначное, еще не все тайны шолоховского мастерства открыты читателям. Чтобы лучше понять, что это была за личность, давайте проследим основные вехи творческой биографии писателя.
.
Вед. 2. .
Родился М. А. Шолохов на юге России, в Ростовской области, на хуторе Кружилине, станицы Вешенской. Мать его, Анастасия Даниловна, родом с Украины, отец, Александр Михайлович, выходец из Рязанской губернии. .
Шолохов. Я родился на Дону, рос здесь, учился, формировался, как человек и писатель… И будучи патриотом своей могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь патриотом своего родного Донского края.
Вед. 1. .
На въезде в хутор Кружилин под камышовой крышей — Дом, комнаты которого всегда залиты светом, даже в пасмурный день. На своей кружилинской усадьбе отец выращивал сад с редкими по тому времени сортами фруктовых деревьев.
Вед. 2. Той далекой весной 1905 года, когда у Шолоховых родился сын, сад цвел особенно радостно. .
Через 5 лет семья переехала в станицу Каргинскую. Ехали прямиком, степной тряской дорогой. Пятилетний хуторской мальчик с удивлением рассматривал окружающий мир. .
Шолохов. Степь родимая!… Родимая степь под низким донским небом!
Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затугавевшим гнездовым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по — сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!
Вед. 1. Впечатления страны детства и юности оказали едва ли не решающее воздействие на писательскую судьбу. Молодое сердце жадно впитывало красоту степей и лугов Придонья, неповторимый казачий мир с его красками, запахами, песнями и легендами. .
Ученик 1. Как ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая
Как, бывало, ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь, все чистехонек,
А теперь ты, Дон, все мутен течешь,
Помутился весь сверху донизу.
Речь возговорит славный тихий Дон:
«Уж как-то мне все мутну не быть!
Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов — донских казаков,
Размываются без них мои круты бережка
Рассыпаются без них косы желтым песком».
Вед. 2. Семья часто переезжала. Миша учился сначала дома, потом в начальном училище в станице Каргинская и в нескольких гимназиях.
.
Учебу прервала революция тысяча девятисот семнадцатого года и гражданская война.
.
Шолохов. С 1920 года, то есть с момента окончательного установления советской власти на юге России, я, будучи 15-летним подростком, сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, а потом пошел на продовольственную работу… Все время усиленно занимался самообразованием.
Вед. 1. В годы гражданской войны Михаил Шолохов состоял в части особого назначения — ЧОН. Будущий автор «Тихого Дона» и его товарищи преследовали белогвардейцев в степях Верхнего Дона.
Вед. 2. Жажда учебы, стремление серьезно заняться творчеством заставили Михаила Шолохова в 1922 году приехать в Москву. Там он работает грузчиком, каменщиком, счетоводом, упорно занимается самообразованием.
И вскоре в газете появился первый его фельетон под названием «Испытание». А в 1924г. — первый рассказ «Родинка».
Вед. 1. Рассказы, написанные Шолоховым в эти годы, составили в 1926 году два первых сборника — «Донские рассказы», в который вошли 8 рассказов и «Лазоревая степь» с двенадцатью рассказами.
Вед. 2. В конце 1923 года Шолохов приехал в станицу Бухановскую, где жила его невеста, учительница Мария Петровна Громославская, и уже в январе 1924 года вместе с молодой женой вернулся в Москву.
Вед. 1. В конце 1925 года Михаил Александрович вернулся на Дон с молодой женой, у них родился первенец. Семья переехала жить в станицу Вешинскую. .
Вед. 2. Теперь это название связано у нас с Шолоховым, как Михайловское связано с Пушкиным, а Ясная Поляна — со Львом Толстым. Здесь, в Вешенской, Шолохов начал работу над главным своим произведением.
Вед. 1. Станица Вешенская оказалась центром трагических событий на Дону в годы гражданской войны. Именно сюда спешит Шолохов, чтобы быть рядом теми, кто вскоре станет героями его будущего романа «Донщина». Вед.
2. Однако отдав работе над романом почти два ода, писатель понял, что «Донщина» не отвечает его замыслу. А задумал Шолохов писать широкое эпическое полотно под названием «Тихий Дон».
Вед. 1 Шолохову до боли в сердце были близки мучительные раздумья Григория Мелехова о судьбе донского казачества, о своей судьбе. Долгий и нелегкий путь прошел он в эти тяжелые годы, пока понял…
Шолохов. » Все ласковые и нежные слова, которые он ночам шептал Григорий Мелехов, вспоминая там, в дубраве, своих детей, — сейчас вылетели у него из памяти… Он стоял у ворот родного дома, держал на руках родного сына…Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром «.
Вед. 2 Сталинскую премию за Роман «Тихий Дон» автор отдал на оборону страны в годы Великой Отечественной войны.
Вед. 1 В 30-е годы Шолохов приступил к работе над романом «Поднятая целина», повествующем о годах коллективизации на Дону. Роман был написан в самые сжатые сроки.
.
22 июня 1941 года Гитлеровская Германия развязала войну…
Вед. 2 Все тяготы Великой Отечественной писатель узнал не понаслышке. Он, писатель с мировым именем, ушел на передовую военным корреспондентом газеты «Правда».
.
Вед. 1 С июля 1941 по декабрь 1945 Михаил Александрович написал 10 публицистических статей, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину».
Вед. 2 Герои книг военного периода — это прежде всего люди с чистой совестью, с открытой душой. Убежденность — наша возьмет! — не покидает их ни на час. Тревожная мысль — Родина в опасности! — ведет их вперед. .
Шолохов. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков.
Вед. 1 Первый военный рассказ «Наука ненависти» появился в печати 22 июня 1942 года. Главный герой рассказа — Виктор Герасимов.
Лучше его самого о тех днях никто не расскажет.
.
Герасимов на фоне музыки
В конце июля наша часть прибыла на фронт. В бой вступили двадцать седьмого рано утром. Сначала, в новинку-то было страшновато малость…Вскоре перешли мы в наступление и тут действительно насмотрелись…Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…Особенно одна осталась у меня в памяти: ей было лет одиннадцать, она, как видно, шла в школу…
Она лежала в помятой картофельной ботве, маленькая девочка, почти ребенок, а кругом валялись залитые кровью ученические тетрадки и учебники. Моя дочь тоже училась в 5 классе. .
А около Сквиры мы наткнулись на место казни, где мучили захваченных в плен красноармейцев. Приходилось вам бывать в мясных лавках? Ну вот так примерно выглядело это место…Вы думаете можно рассказать словами обо всем, что пришлось видеть? Нельзя! Нет таких слов!
Это надо видеть самому… Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично.
Вед. 2 В мае 1943г. газета «Правда» начала печатать главы романа «Они сражались за Родину». Это уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов войны — о лете 1942 года на Дону.
Книга поражала откровенностью интонации и подлинностью изображенного.
Вед. 1 Идет война, а солдаты на фронте спят, едят, ссорятся, мирятся, «качают права», добывают обувь, случается, и болеют…Вот, например история страшной окопной болезни, привязавшейся к старослужащему Некрасову
Лопахин. — Ты за других не говори — ты лучше про свою тайную болезнь расскажи.
Некрасов . — Смеяться тут не над чем,… Тут смех плохой. У меня, ежели хочешь знать, окопная болезнь, вот что.
Лопахин .
Первый раз слышу. Что же это за штука? Что-нибудь такое-этакое? Некрасов. : — Да нет, это вовсе не то об чем вы по глупости думаете.
Это болезнь не телесная, а мозговая. Лопахин . — Моз-го-вая? Чепуха! . Такой болезни быть не может! Не на чем ей обосновываться!
Почвы для нее нет…почвы! Некрасов .
Видишь, как оно получилось…Двигались мы вдоль фронта и ночевали в Семеновке. Пол роты в одной избе набилось, спали и валетом, и сидя и по всякому. В избе духота, жарище, надышали — сил нет.
Просыпаюсь я по малой нужде, встал, и возомнилось, мне, будто я в землянке, и, чтоб выйти, надо по ступенькам подняться. В памяти был, точно помню, а полез на печку… А на печке ветхая старуха спала. Ей, этой старухе, лет 90 или 100 было, она от старости уже мохом взялась!
Я стою на приступке печки, а она, божья старушка, рухлядь эдакая, спросонок да с испугу, конечно, разволновалась и этак жалостно говорит: «Кормилец ты мой, ты что это удумал, проклятый сын?». А сама меня валенком в морду тычет. По старости лет эта краля бубновая даже на горячей печке в валенках и шубе спала. И смех, и грех, ей-богу!
Ну, тут как она меня валенком по носу достала два раза, я опамятовался поспешно ей говорю: «Извиняюсь, бабушка, что потревожил тебя, но только ты за свою невинность ничуть не беспокойся, холера тебя возьми!»С тем и слез, с приступка, со сна меня покачивает, как с похмелья, а у самого уши огнем горят… С той поры…, ежели ночь по собственной нужде проснусь, начинаю чудить…»
Вед. 2. К сожалению, завершить роман Шолохову так и не удалось… Слишком много оказалось в нем не газетной, а подлинной правды.
Вед. 1. В произведения Шолохова Сталин так и не дождался похвалы себе. И в открытом письме в центральной печати вождь народов обвинил писателя в ряде грубейших ошибок и прямо-неверных сведений, допущенных в его произведениях.
Даже после смерти Сталина Шолохов подвергался критике и нападкам. Говорили, будто он «исписался».
Вед. 2. Лучшим опровержением подобных слухов стало появление рассказа «Судьба человека». Небольшое произведение оказалось событием.
Стол писателя после трансляции рассказа по радио в 1956г. был завален таким количеством писем, что ни он сам, ни близкие не могли ответить на сотую часть посланий.
Вед.1. Несомненной творческой удачей Шолохова стал образ мальчика, усыновленного Андреем Соколовым.
Соколов. Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами, и думаешь: «За, что ты, жизнь, меня так покалечила? За, что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте ни при ясном солнышке… Был в Воронеже, пешком дотопал до того места, где когда-то семейно жил.
Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс…. Глушь, тишина кладбищенская. Ох и тяжело же мне было мне, браток!
Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий…как ни крути, а мой родной сын капитан и командир батареи. Это не шутка! Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся.
Ну и свиделись… Аккурат 9 мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер. Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду.
Тут вскорости меня демобилизовали. Поехал в Урюпинск. Поселился у приятеля. Разные грузы перебрасывали мы в районы.
Осенью переключались на вывозку хлеба. Однажды заприметил я возле чайной парнишку. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился.
Приветил я его однажды, поговорил.
Вед. 2. Шагают по дороге мужчина и ребенок. Что ждет их впереди?
Хотелось бы думать, что около отцовского плеча, вырастет тот, который, повзрослев, станет таким же как и отец,- Человеком с большой буквы!
Вед. 1. 1965г. Шолохову была присуждена Нобелевская премия.
Шолохов. Я видел и вижу свою задачу писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу, труженику, народу-строителю, народу-герою.
Вед. 2. В последние годы жизни главной заботой Михаила Александровича стала борьба за мир. Шолохов опубликовал текст обращения к писателям мира и это обращение оказалось последним выступлением его завещанием.
Шолохов. В руках писателя — противник войны — лишь одно, но могущественнейшее в мире средство — истина. Борьба не безнадежна, если все миролюбивые люди, в том числе владеющие, могуществом слова, обратят на это главное дело все силы своего ума, совести и таланта.
Защитим жизнь, пока не поздно!
Вед. 1. Он не дожил до своей 80-ой весны. Его сердце перестало биться в феврале, ночью, в 1984г.
Умер он в полном сознании, попрощавшись с близкими.
Ученик 2 В. Фирсов
Вед. 2. М. А Шолохов в своей родной земле, в станице Вешенской и со всего мира приезжают туда почитатели шолоховского таланта, чтобы отдать дань уважения творца.
Шолохов. Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества.
Ученик 3. В Федоров
IV. Итог урока
Слово учителя.
…Обдонье. Утренние зори над тихой спокойной рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы. Густое разнотравье широких займищ. Стародавние курганы, ветряки у станичных окраин, медленно плывущие на восток сивые, как смушек, «низовые» облака.
А за тихим Доном, неоглядная, бездорожная степь. Степи горьковатый аромат прогретой солнцем полыни, колыхание ковыля, темные накрапы, жесткой верблюжьей колючки.
Сколько легенд, здесь сложено, сколько песен о земле донской! Мир узнал о тихом Доне, прочитав шолоховский роман «Тихий Дон», и нам с вами предстоит попробовать понять, трагедию Григория Мелихова — его главного героя.
V. Задание на дом :
1) Хронологическая таблица жизни и творчества Шолохова.
2) Сочинение — миниатюра «Человек с большой буквы».
3) История написания романа «Тихий Дон».
4) Шолохов и Сталин.