Когда вокруг читают все
Восьмиклассник о романе «Собор Парижской Богоматери»
Получив в этом году новый математический восьмой класс, я задумался о том, как мне создать у детей ощущение, что читать сегодня стоит. Читать много, разнообразно, с удовольствием, вне программы. Для этого в самом воздухе должно висеть, кожей чувствоваться — здесь, у нас, в школе читать принято.
Как добиться такого ощущения?
Самые первые уроки года я отдал под рассказ каждого ученика о той книге, которую он рекомендует читать одноклассникам и мне. Сам собой у нас сложился
Во втором полугодии круг бурлящих расширился: мы решили подключить к нему взрослых — они же тоже читают . Воспользовавшись идеей Н. Ванюшевой, попросили родителей назвать книгу, которая их самих «зацепила» в подростковом
Потом пошли по учителям и составили список их любимых книг. Вчитываться в то, что рекомендовано любимым классным руководителем или страшным завучем, особенно интересно. И опять есть повод сравнить свое восприятие книги с восприятием значимого для тебя взрослого.
В процессе этой работы мы постоянно учились говорить о книгах. Такая работа на пользу ребенку: ведь в будущем ему придется делиться своими впечатлениями о произведениях искусства, телепередачах, выставках, концертах — и делать это точно, образно, богато. Кроме того, в эти разговоры постоянно вовлекаются сверстники и взрослые — и действительно создается ощущение , что все вокруг читают, что чтение — норма.
Среди обсуждаемых подростками книг довольно много французских. Отрадно, что не уходит из чтения и добротная классика, вроде романов Виктора Гюго. Приведу здесь в качестве примера одну письменную работу , по которой видно, как может самостоятельно воспринимать сложное произведение школьник — и как значимо для него выражение своего восприятия. Важно также, что эта работа дает возможность мне как учителю продолжить взаимодействие с учеником индивидуально .
О романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Не так давно я прочитал книгу, которую посоветовал мне отец. В процессе чтения понял многое, но прежде всего одно — я никогда не встречал подобного автора. Дойдя до конца «Собора Парижской Богоматери», я резюмировал: книга мне не очень понравилась, и все же не могу отделаться от ощущения, что познакомился с великим произведением искусства.
Кажется, я даже понимаю, почему.