УРОК ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: «ТЕПЛО И УЮТ РОДНОГО ДОМА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»
Цель: Дать детям представление об укладе и традициях жизни крестьян, устройстве русской избы. Учащиеся должны знать, что в старину сказки передавались из уст в уста, дополняясь и обогащаясь рассказчиками, поэтому сказки называются народными.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки-раскраски.
Основные понятия и термины: святой угол, горница, трапеза, лучина.
Ход урока.
Изучение нового материала.
Тема нашего урока:тепло и уют нашего дома».
А начинается родимый Дом с родной земли.
Сама крыша напоминала распахнутые крылья большой птицы, которая заботливо накрыла дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что дом-птица охраняет домашний очаг.
Давайте потихонечку откроем дверь и войдем в дом.
Мы с вами оказались в одной из крестьянских семей.
Давайте рассмотрим убранство горницы. В правом углу горницы на специальной полочке, покрытой
Такой угол называется святой. Каждый заходящий в дом, первым делом, крестясь, кладет поклон святым образам. Под образами ставится сноп с колосьями — хлеб земной, без которого человеку не прожить.
Тут же находится обеденный стол, который украшает свежевыпеченный хлеб.
Когда семья садится за трапезу, глава семьи — отец или дед — обязательно прочитывает молитву, перед вкушением пищи и после, вознося благодарение Богу.
Посмотрите, как тепло и уютно в этом доме. Отец плетет корзину и его сыновья рядом с ним, глядя, обучаются этому непростому делу.
Мать прядет пряжу и рядом с ней дочери обучаются, наблюдая за работой матушки. Бабушка в люльке качает маленькую внучку.
Работы по дому много, всем хватает — и малым и старым, и поэтому люлька специально подвешена посередине горницы, чтобы каждый, проходящий мимо, качнул ее, улыбнулся малышу, полюлюкал с ним.
● Как вы думаете, почему сказки обычно рассказывались зимними вечерами?
.
Весной, летом и осенью работы очень много. Ну, а зимой можно немножко передохнуть. Днем занимаются домашними делами, а вечером вся семья соберется у зажженной лучины.
● А вы знаете, что такое лучина?
.
Тонкая длинная щепка, которую зажигали, и она, тлея, давала свет.
Старшие плетут лапти, малыши тут же смотрят и учатся, как это делать, а кто-нибудь из взрослых заводит сказку. Притаились Дети у лучины и не шевельнутся.
● Как вы думаете, почему сказка называется «сказкой»?
.
Да, сказку не читали, а рассказывали и создавали их, часто прямо по ходу рассказывания. Сказки передавались из уст в уста, т. е. устно, из поколения в поколение.
● А как все эти сказки дошли до нас?
.
Да, ребята, собиратели сказок специально ездили по деревням и селам и записывали народные сказки.
● Как вы думаете, почему и дети, и взрослые любят сказки?
.
Да, сказка — это волшебный мир, живущий по своим законам.
● А какой основной закон действует в сказках?
.
Сказочный мир населен персонажами, которых нет в реальной жизни.
● Каких сказочных персонажей вы знаете?
.
Там чудеса: там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
…Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
● Ребята, что значит народная сказка?
.
Конечно, не весь русский народ принимал участие в создании сказок. В народе были люди, которые сочиняли сказки прямо по ходу рассказывания. Затем кто-то из слушателей рассказывал эту сказку другим людям. Он мог уже что-то добавить свое. А кто-то из этих слушателей рассказывал другим слушателям, тоже может быть, что-то добавляем, т. е. сказка передавалась из уст в уста, часто немного дополняясь и изменяясь.
Так и рождались сказки. Мы можем встретить несколько вариантов одной и той же сказки.
Душеполезное чтение. Рассказ «Трудовой день крестьянского мальчика Ванюши».
Закрепление новых знаний.
Вопросы к детям.
1.Что нового на уроке вы узнали?
2.Какие новые слова вы услышали и что они означают?
3.Чем вам понравилось содержание рассказа?
Домашнее задание
Раскрасить иллюстрации к сказке