Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
Вся Россия — наш сад.
А. Чехов. Вишневый сад.
«Вишневый сад», написанный в 1903 г., — последнее произведение Чехова, в котором он в очередной раз продемонстрировал нам чуткость к изменениям духа времени, подчас неуловимым, незамечаемым простым глазом.
Вишневый сад — это сложный и неоднозначный образ — символ, который объединяет вокруг себя разновозрастных героев пьесы, связанных между собой родственными или любовными отношениями, но имеющих различные взгляды на жизнь, принадлежащих к разным социальным группам.
Старшее
Гаев, торжественно обещая спасти вишневый сад, на самом деле даже не предпринимает никаких практических попыток, а лишь строит радужные, но несбыточные планы. Так, в своей беспомощности перед ударами судьбы, эти герои обнаруживают свою полную нежизнеспособность и вызывают по отношению к себе смех и жалость.
Среднее поколение, или настоящее время, представлено в пьесе в лице купца Ермолая Лопахина. Этот образ неоднозначен и поэтому получает столь противоречивые оценки в свой адрес со стороны других героев: он и «тонкая, нежная душа», и «хищный зверь». Деятельный и активный, Лопахин предлагает выход, спасение от разорения горячо уважаемым им Раневской и Гаеву: нужно вырубить сад, а землю раздать в аренду дачникам.
Но дворянам этот проект кажется кощунственным. Лопахин же привык всего в жизни добиваться собственным тяжелым трудом. Так он накопил достаточный капитал, чтобы сделаться новым владельцем имения, своей мечты, которая воплощает в себе образ жизни, недоступный ни его деду, ни его отцу — крепостным.
Сад для Лопахина — не символ красоты, а источник дохода, поэтому он готов безжалостно вырубить цветущие деревья, а с этим никак невозможно согласиться.
Молодое поколение представлено образами Пети Трофимова — разночинца, и Ани — дочери Раневской. Для Пети вишневый сад является символом ужасного крепостного прошлого: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика… не глядят на вас человеческие существа… Владеть чужими душами — ведь это переродило вас всех… вы живете в долг, на чужой счет…» Однако, отвергая прошлое и не соглашаясь с настоящим, Петя не может предложить ничего конкретного для построения того «прекрасного далека», в которое он так неудержимо стремится.
А до тех пор он так и останется «недотепой», «облезлым барином».
Аня же еще слишком молода и неопытна, но она полна жизненных сил и надежд, готова к труду и борьбе за свое будущее. Именно она находит слова утешения для матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» Так может быть, именно Ане суждено стать строителем новой России, России будущего, светлой и прекрасной страны, где люди будут счастливы? Чехов не дает ответа на этот вопрос, давая его на откуп времени и мыслящим читателям.