Лирический цикл А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Цикл А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» отразились романтические чувства А. А. Блока к своей будущей Жене — Л. Д. Менделеевой. На идейно-художественное своеобразие цикла повлияло философское учение В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Софии. Именно она по мысли философа должна была спасти мир от краха через духовное перерождение.

Любовь к миру, к гармонии открывается через любовь к женщине.

Образ Вечной Женственности. Идеал жизни, по мнению поэта, может заключаться в истине, красоте,

добре, а постижение этих фактов возможно через «вечно-женственную» основу любви. Предчувствие любви, появление героини, мучительные переживания и размышления, разочарование в чувстве, которое не может оставаться идеальным в земной жизни, становятся основой цикла.

Образ героини «Стихов о Прекрасной Даме» неоднозначен. На первый взгляд, он обычен и вбирает в себя черты реальной земной женщины:

Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова. Я каждый день издалекаСледил за ней, на все готовый. «Она стройна и высока…»

Но за этим физически осязаемым образом появляется другой, таинственный

и одухотворенный. Он открывается перед чутким взором лирического героя и поражает его. Женщина принадлежит иному миру — миру идеальному, неземному, потому имя ее много выше простого земного имени — Она, Непостижимая, Вечная Жена, Прекрасная Дама. Именно этот возвышенный образ становится доминирующим в сознании лирического героя:

О, я привык к этим ризамВеличавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизамУлыбки, сказки и сны. «Вхожу я в темные храмы…»

Эту Вечную Женственность герой готов обожествлять и безропотно подчиняться ей. Здесь возникает тема рыцарского служения своему идеалу. Отчасти такое сочетание двух начал проявляется и в образе лирического героя цикла, инока и рыцаря Прекрасной Дамы:

Безмолвный призрак в терему, Я — черный раб проклятой крови. Я соблюдаю полутьмуВ Ее нетронутом алькове.

Метафорические образы, которыми определяет герой Прекрасную Даму, усиливают возвышенное, коленопреклоненное отношение к Той, чье имя не может быть произнесено:

Я стерегу Ее ключиИ с Ней присутствую, незримый, Когда скрещаются мечиЗа красоту Недостижимой. Мой голос глух, мой волос сед. Черты до ужаса недвижны. Со мной всю жизнь — один Завет:Завет служенья Непостижной. «Безмолвный призрак в терему…»

Дуалистическое начало цикла. Противопоставление «земного» начала небесному лежит в основе фабулы цикла. Отношения между этими двумя началами, их синтез и есть любовь к женщине. Обретение гармонии становится мечтой лирического героя: мечта порождает предощущение Прекрасной Дамы, которое не меркнет и живет в душе героя:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимоВсе в облике одномПредчувствую Тебя. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Стремление познать Красоту и Вечную Женственность приводит лирического героя к сложному психологическому состоянию. Целая гамма противоречивых переживаний наполняет его сердце. Ожидание Возлюбленной сопровождается страхом лирического героя, что Та, образ которой он себе представил, изменится, станет иной:

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты… «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Мотив страха придает драматизм лирическому сюжету. Героя пугает сама мысль о будущем, если в нем Ей придется сменить «в конце привычные черты». Возникает тема трагической непреодолимости несоответствия мечты и реальности:

О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельныя мечты! «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Высокий эпитет «смертельныя» усиливает эмоциональную напряженность, а включение в следующем двустишии лексических единиц «ясен горизонт», «лучезарность близка» не только создает контраст, но и подводит читателя к кульминационному моменту, не представляя развязки:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Так, возможность соединить земное и идеальное ставится героем под сомнение. В стихотворении отражается противоречивость образа лирического героя, который на протяжении всего цикла то устремлен к идеальному, ощущает небывалый подъем, то мучительно страдает и даже думает о смерти.

Внутренние переживания персонажа, которого терзают страхи потерять любимую, желание увидеть ее и ужас от такой возможности, боязнь своим вторжением изменить ее небесную, духовную сущность перетекают из одного стихотворения цикла в другое, задавая драматический характер циклу целиком:

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать. «Мне страшно с Тобой встречаться»

Открывая стихотворение резкой антитезой, поэт ярко и образно передает не только двойственность внутреннего мира героя, но и все оттенки психологических переживаний персонажа. Вновь звучит мотив страха. Цветовая палитра цикла становится мрачной в финальной части. Например, в стихотворении «Мне страшно с Тобой встречаться» нет ярких, светлых красок, «ходят тени», «хмурое небо» и т. д. Особый драматизм звучит в финальном четверостишии, когда влюбленный, ощущая близость своего идеала, понимает невозможность его земной реальности:

… А хмурое небо низкоПокрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты — там. «Мне страшно с Тобой встречаться»

Изобразительно-выразительные средства цикла. Темы, заявленные в «Стихах о Прекрасной Даме», найдут свое дальнейшее развитие в последующих поэтических произведениях А. А. Блока. К ним можно отнести тему неба и полета, света и пути, смерти, ветра и др.

В цикле обретают символическое звучание явления природы, образ круга, кольца, голос, число 7, цвета . Они усиливают мифологическое начало цикла, придавая ему романтические черты. Нельзя обойти вниманием и обилие эпитетов, которые могут выполнять как изобразительные, так и выразительные функции:

Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонныДрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. «Вхожу я в темные храмы…»

Художественные определения выполняют разные функции в цикле: придают таинственность изображаемому, позволяют поэту конкретизировать образы, противопоставляют образы, представляющие разные начала, усиливают выразительность и т. д.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Лирический цикл А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»