«Ворон», анализ рассказа Бунина
Иван Алексеевич Бунин является признанным мастером не только любовной поэзии, но и прозы. Пожалуй, самым известным считается его цикл рассказов «Темные аллеи». Сам Бунин писал, что он 38 раз писал об одном и том же — о любви.
Однако любовь в его произведениях драматична, даже трагична, она сродни Солнечному удару, который оглушает человека и ослепляет на некоторое время, лишая человеческой сущности.
Удивительно, но цикл «Темные аллеи» создавался Буниным в эмиграции в течение 1937-1944 годов, когда в России происходили ужасные события.
Но либо потому, что был уже далеко не молод, либо потому, что и в Европе, в частности, во Франции обстановка была неспокойная, весь цикл получился очень мрачным, что понятно уже по названию.
В центре внимания всех рассказов цикла — любовь мужчины и женщины, чаще всего изображенная через призму памяти. Сюжетная формула, как правило, повторяется: встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание или смерть одного из любовников. Однако
Любовь у Бунина не перерастает в состояние прочного земного блаженства: читатель не найдет ни истории о счастливом замужестве, ни образа женщины-матери. Главной героиней обычно становится женщина, поэтому ее именем назван рассказ или она становится инициатором разрыва и расставания. Но есть одно исключение — Рассказ «Ворон» , которому и будет посвящен анализ.
Предыстория героев, как почти во всех рассказах этого цикла, практически отсутствует. Автор сразу вводит в действие и выражает свое отношение к Главному герою : «Отец мой похож был на ворона». А далее следует подробное описание его внешности, доказывающее истинность данного утверждения, и только вскользь упоминается, что отец был давно вдов, а у героя была 8-летняя сестра.
Конечно, нетрудно сопоставить эти факты, чтобы предположить, что мать, скорее всего, умерла при родах дочери.
К сожалению, это было нередко в прежние времена. Похожая ситуация описана в произведении В. Г. Короленко «В дурном обществе». Там герой после смерти матери тоже не мог найти общего языка с отцом.
И здесь сказано, что герой «к счастью, больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее», а домой приезжал лишь на святки и летние каникулы. Из всего этого можно сделать вывод, что отношения с отцом не складывались и с сестрой Лилей, видимо, тоже, ведь она была похожа на отца — такая же черноглазая, тоже молчаливая, но «резкая даже в молчаливости, будто постоянно ждавшая чего-то и все как-то вызывающе вертевшая своей черной головкой».
Однако вскоре все изменилось: вместо «длинной, плоской старухи» нянькой Лили стала «бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца», которую он церемонно называл по имени-отчеству — «любезная Елена Николаевна». В общем-то, развитие сюжета было предрешено: влюбленный отец — «ворон» начинает мучительно ревновать к молодому сопернику — своему сыну. А героиня, естественно, влюбляется в юношу, но в ее семье бедственное положение: отец-подчиненный получает у отца-хозяина всего 75 рублей в месяц, а детей еще пятеро — мал мала меньше.
В итоге отец героя, став свидетелем горячего поцелуя Леночки и своего сына, выгоняет его из дома, по сути, не просто лишив наследства, но и «выслав в деревню по этапу». К счастью, герой смог, по протекции чужого человека, отца его лицейского друга, поступить в Петербурге в министерство иностранных дел, что позволило ему навсегда отказаться не только от наследства, но и материальной поддержки.
Через некоторое время герой видит отца в Мариинском театре вместе с Еленой Николаевной, теперь его женой. «Он, во фраке, сутулясь, вороном», она «в средневековом платье пунсового бархату с небольшим декольте и рубиновым крестиком». Все, о чем когда-то мечтал отец, сбылось. Только Леночка, уверявшая молодого человека, что ничто в мире не разлучит их, теперь в театре держалась легко и стройно и оживленно озиралась кругом.
Автор ничего не сообщает о тех чувствах, что испытывает молодой человек, видя теперь Леночку, которую «когда-то мучительно хотел видеть, целовать и прижимать к себе», рядом со своим немолодым отцом. Ведь принято считать, что первой любовью нужно, как корью, переболеть в более раннем возрасте. Возможно, герой это как раз и сделал, но вслед за Надеждой, героиней рассказа «Темные аллеи», потом скажет, что «все проходит, да не все забывается».
А может, судьба еще даст ему шанс встретить свою настоящую любовь.