Выпускное сочинение: алгоритм подготовки
В последние годы этап активной подготовки к выпускному сочинению в школах, как правило, начинается с момента опубликования на сайте Рособрнадзора «Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней школы». За последние пять лет «Перечень…», состоящий из 360-380 формулировок, стал явлением ожидаемым и почти привычным. Тем не менее вопросы, связанные с выстраиванием процедуры подготовки к экзамену, попрежнему волнуют и выпускников, и их учителей.
Предлагаем вариант подготовки,
В начале этапа активной подготовки все темы перечня распределяются в самостоятельные блоки в соответствии со структурой экзаменационного комплекта: в нем по-прежнему пять позиций, при этом первая включает два варианта формулировок — анализ эпизода и разбор стихотворения. Пример такого распределения тем по «линиям» структуры экзаменационного комплекта вы можете найти на Омском образовательном сайте Omsk. edu. ru в разделе «Методическая копилка
После распределения по каждой теме формируется блок, состоящий из нескольких десятков формулировок. Если говорить точнее, то в теме № 1 предлагается 35-37 стихотворений и столько же эпизодов для анализа, тема № 2 включает 78-85 позиций, темы № 3, 4, 5 — по 70-75 позиций. Когда во второй декаде мая будут опубликованы «Комплекты тем сочинений», по каждой теме окажутся «лишними» несколько формулировок , но серьезного влияния на повторение материала и изменение плана подготовки выпускников это не окажет.
На следующем этапе подготовки проводится анализ формулировок внутри каждой темы. Теперь в каждом блоке несложно выделить ключевые слова , на основе которых, как показывает опыт, 70-80 формулировок темы можно распределить на 5-8 групп .
Темы, выделенные для каждой «смысловой полки» , объединены общим подходом, с помощью которого организуется повторение. Например, в темах № 3 и № 4 выделена «смысловая полка» «Писатель… «. Повторение и обобщение материала несложно организовать на основе выбора и «наполнения» блоков, включенных в схемы, что позволяет создать план работы для каждой темы, лежащей на «смысловой полке».
Схему для этой полки можно построить так: от центрального, ключевого понятия «мастерство» вести линии к конкретным «проявлениям» этого мастерства. Здесь должны быть названы и средства создания образа героя , и художественная деталь, и стиль, и способы выражения авторской позиции. Все эти моменты впрямую «завязаны» с мастерством. А вот в чем может проявляться «своеобразие»: тема, проблема, идея; сюжет и композиция; средства создания характера; язык и стиль.
Этих аспектов с лихвой хватит для школьного Сочинения.
Работа со «смысловыми полками» позволяет при минимальном объеме дополнительной подготовки достаточно серьезно прорабатывать большой объем материала, создавать универсальные алгоритмы, позволяющие выработать общие подходы для работы с темами каждой «полки».
Приведем вариант примерного распределения по «смысловым полкам» тем № 3, 4, 5 .
Тема № 3
1) Писатель — 4, 10, 15, 61, 69, 91, 103, 117, 122 , 125, 136, 141, 151 , 166, 173, 181;
2) Образ — 1, 13, 21, 32, 43, 48, 59, 73, 85 , 110, 138, 139, 154 , 156 , 179 ;
3) Собирательный образ — 2, 9, 11, 12, 72, 82, 84 , 97, 111, 121, 122 , 137, 140, 155, 167, 168, 171, 178, 179 ;
4) Сравнительная характеристика — 14, 31, 33, 34, 42, 60, 74, 83 , 85 , 115, 124 , 124 , 133, 135;
5) Тема… мотивы… проблема… — 22, 44, 49, 83 , 84 , 104, 120, 134, 152, 154 , 156 , 170, 172, 177;
6) Чувства , проблемы — 114, 151 .
Тема № 4
1) Писатель, произведение — 226, 227, 233, 255, 257, 264, 321 , 334;
2) Образ — 258, 265, 271, 272, 287 , 288 , 301, 337, 340;
3) Собирательный образ — 222, 234, 235, 236, 237, 246,254, 256, 263, 274, 300, 309, 321 , 332, 333, 347;
4) Тема… — 228, 247, 248, 259, 262, 273, 275, 276, 290, 306, 307, 311, 318, 322, 323, 335, 341, 344, 345;
5) Мотивы… — 261, 299, 310;
6) Проблема, проблематика… — 223, 227, 232, 233, 266, 288 , 289 , 317, 324, 325, 339, 342, 343.
Тема № 5
Некоторые формулировки, предлагаемые в перечне тем № 5, могут быть отнесены к нескольким линиям .
1) Родина, Россия, событие — 208, 353, 368, 380;
2) Писатель, литература, книга — 183, 185, 193, 196, 213, 214, 216, 352, 359, 363, 369;
3) Природа — 200, 203, 351;
4) Человек, смысл жизни — 184, 366, 186, 189, 207, 217, 218, 349, 350, 354, 355, 357, 361, 367, 370, 374, 376;
5) Проблемы нравственного круга — 182, 187, 188, 190, 191, 194, 195, 198, 199, 201, 202, 204, 364, 372, 378, 379, 205, 206, 209, 211, 212, 220, 356, 360, 362, 371, 373, 375;
6) Любовь — 197, 210, 215, 219, 358, 365, 377.
Опыт и практика работы каждого учителя могут подсказать собственные варианты распределения, учитывающие особенности выпуска и возможности каждого ученика. От этого во многом зависит, сколько «смысловых полок» будет выделено в каждом блоке: чем «слабее» выпуск, тем более детально придется дробить формулировки и в большем варианте создавать и прорабатывать содержание «смысловых полок».
Следующий этап — консультации, цель которых помочь каждому выпускнику определиться с выбором темы. На консультациях учитель представляет специфику и особенности подготовки к сочинению по каждой теме экзаменационного комплекта, ориентирует выпускников, зная их возможности и уровень подготовки, на выбор той или иной темы комплекта. Опыт показывает, что самыми «выбираемыми» для выпускников являются темы № 5, № 3, № 4 .
Когда выбор темы состоялся, проводим консультации с подробным анализом особенностей работы по каждой теме, с каждой «смысловой полкой». Следует напомнить выпускникам о «золотых» правилах работы над сочинением .
1. Прочитать формулировку темы .
2. Выделить ключевое слово .
3. Вступление: придумать идею для вступления ; ключевое слово формулировки необходимо «прописать» в одном из предложений вступления.
4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части.
5. Основная часть: Тезис, аргументы для доказательства ключевого слова в формулировке темы.
Обязательно! Упоминание в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы .
6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению.
7. Заключение: идея вступления на уровне вывода .
Теперь приступаем к созданию «универсальных» вариантов вступления-заключения для каждой «смысловой полки». «Универсальный» в данном случае означает, что для всех тем, «лежащих» на «смысловой полке», выпускником создается один вариант вступления-заключения, который при помощи логических связок легко «индивидуализируется» для каждой темы «смысловой полки».
Прежде чем будет создан универсальный вариант вступления-заключения, выпускники выделяют главное слово или сочетание слов в каждой формулировке темы, выбранной для подготовки. Приведем в качестве примера работу со «смысловой полкой» «Любовь» темы № 5. Выделять ее не обязательно: все эти формулировки вполне «вписываются» в содержание «полки» «Проблемы нравственного круга » этой же темы. Делаю это в силу одной причины: у выпускников особое отношение к этой теме, она волнует, следовательно, работая с нею, можно создать лучшие образцы сочинений.
«Истинная Любовь очищает и возвышает Всякого Человека, совершенно преобразуя его» . «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» . «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» . «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» . «Поэзия — это форма любви» . «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» .
Приведем в качестве примера два варианта «универсального» Вступления по темам с ключевым словом «любовь».
1. «Любовь… Что такое любовь? Каждый человек вкладывает свое понимание в это слово. Но совершенно очевидно, что:
— истинная любовь очищает и возвышает человека;
— у любви тысячи аспектов, и истории любви лучших литературных героев доказывают это;
— любовь — это истина;
— любовь всесильна;
— любовь делает человека лучше, светлее;
— любовь есть жизнь, и «нарушитель любви… предает себя»».
2. «Что есть любовь? Вечный вопрос… Как найти ту меру, имея которую можно чувствовать себя счастливым? Любовь — это норма жизни, может быть, лишь ее редкие всплески.
Такие редкие, что иногда мы их даже не замечаем и только потом, оглядываясь, с грустью понимаем: «это была любовь…»».
Ниже приведен вариант Заключения, который вполне соотносится и с первым, и с вторым вариантом универсального вступления.
«Ответ на вопрос: «что есть любовь?» я нахожу в замечательной истории любви героев… для которых поиск счастья, обретение истины, движение к свободе с удивительной ясностью и точностью «прочитывается» в мысли Достоевского о том, что «любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Лучше и не скажешь…»
Опыт показал, что предложенный нами вариант подготовки одинаково результативен как для «слабых», так и для «сильных» выпускников. Он позволяет четко организовать процесс подготовки на самом сложном уровне — уровне самостоятельной работы с консультационной поддержкой учителя.
Подготовленные на основе приведенного алгоритма варианты вступлений-заключений для одной темы могут использоваться практически в каждой «линии». После опыта создания двух-трех универсальных вариантов выпускники обычно достаточно свободно формулируют собственное отношение, перерастающее в позицию яркую и самобытную, которая и ценится в работах такого плана превыше всего.