«Юбилейное» анализ стихотворения Маяковского
Не каждый любит отмечать юбилеи. Но всегда найдутся те, кто о них вспомнит. Вот и Владимир Маяковский, прогуливаясь в 1924 году возле памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Тверском бульваре, ненароком вспомнил, что грядет 125 лет со дня рождения великого русского поэта, и решил написать ему посвящение — стихотворение «Юбилейное».
Об анализе этого произведения и пойдет речь далее.
Стихотворение начинается в свойственной Маяковскому манере — диалогом. Это одна из излюбленных форм, ведь поэт неоднократно посвящал целые письма
Вот и в «Юбилейном» поэт запросто начинает диалог с Пушкиным, как с давним знакомым:
Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский.
Ситуация, по меньшей мере, странная, ведь когда-то Маяковский, будучи футуристом, вместе с остальными соратниками по перу в своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» призвал «бросить Пушкина с Парохода Современности». Но сейчас обращается к нему дружески, называя «дорогой», и приглашает к задушевному разговору одного великого поэта с другим.
Что могут
Но поэзия — пресволочнейшая штуковина: Существует — и ни в зуб ногой.
Очевидно, только сейчас поэт понял, что лирика, которая была им «в штыки неоднократно атакована» нужна, особенно, когда нет возможности выразить свои чувства другим способом.
И вот тут-то он вспоминает, правда, с иронией, пушкинского Онегина, приводя его слова «я утром должен быть уверен, что с Вами днем увижусь я» в слегка искаженном виде, хотя многие современники Маяковского отмечали, что тот знал «Онегина» почти наизусть.
И вновь герой, как на исповеди, признается самому Пушкину, что у него тоже бывало всякое — «когда и горевать не в состоянии». Поэтому, дескать, только он по-настоящему понимает, за что погиб Александр Сергеевич от руки «великосветского шкоды», «сукина сына Дантеса». Более того, он «один действительно жалеет, что сегодня нету вас в живых».
Теперь, когда все точки над «и» в отношениях между ними расставлены, впору подумать и о вечности, ведь
После смерти нам стоять почти что рядом: Вы на Пе, а я на эМ.
Вот они-то уж воистину великие, потому что выстрадали свое право на народную память, а сейчас «страна моя поэтами нища». Дальше следует довольно-таки циничное перечисление тех, кто достоин находиться на одной поэтической полке с ними — между М и П. В число таких попадают только » Некрасов Коля, сын покойного Алеши» и «Асеев Колька». Странно слышать нелестную оценку творчества Сергея Есенина, которого поэт называет «балалаечником из хора», хотя буквально через год, после гибели Есенина, Маяковский посвятит ему очень проникновенное стихотворение.
Посетовав, что «только вот поэтов, к сожаленью, нету», Владимир Владимирович уверяет:
Хорошо у нас в Стране Советов. Можно жить, работать можно дружно.
И если бы Пушкин жил именно сейчас, в ХХ веке, то стал бы «по Лефу соредактор», а Маяковский бы ему «агитки доверить мог» и «рекламу б выдал гумских дам». Только придется мастеру лирических произведений XIX века «бросить ямб картавый», ведь «наши перья — штык», да и «битвы революций посерьезнее «Полтавы», а уж что касается любви, то она «пограндиознее онегинской любви».
По мнению героя стихотворения, Пушкин бы пришелся ко двору сейчас, в ХХ веке, ведь он, африканец, тоже бушевал при жизни, только на него «навели хрестоматийный глянец», а он, герой, любит поэта «живого, а не мумию».
По иронии судьбы, на самого Маяковского потом, в советское время, действительно наведут хрестоматийный глянец, и он превратится в мумию, точнее говоря, в живой памятник. Как напишет потом Марина Цветаева, «двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта».
Возможно, именно поэтому поэт с иронией пишет в конце, что хотя и полагается по чину ему памятник при жизни, но он «заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь!», потому что «ненавидит всяческую мертвечину» и «обожает всяческую жизнь» .
Самосадкина Екатерина