«Враг и друг» анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение в прозе «Враг и друг» Тургенев написал в феврале 1878 г. Это было тяжелое время в жизни писателя. После выхода романа «Новь» критики ополчились на Тургенева, так что он даже решил оставить творчество. Он писал редактору журнала «Правда», что положил перо и больше за него не возьмется.
Литературное направление и жанр
Стихотворение прозе «Враг и друг» по жанру ближе всего к притче. Ситуация наивысшего напряжения сил лирического героя аллегорическая. Это одновременно аллегория случившихся
Принадлежность произведения к реалистическому направлению несомненна. Именно аллегорическая форма позволяет выявить типичные заблуждения человека относительно дружбы.
Тема, основная мысль и композиция
Произведение имеет сюжет: приговоренный к пожизненному заключению умудряется бежать из тюрьмы и от стражей . Река на пути — аллегория испытаний, трудностей,
Произведение можно условно поделить на три части. В первой части описываются обстоятельства побега и гибели героя. Во второй части рассматривается реакция на смертельную опасность врага и друга. Враг не помог и не помешал человеку на его жизненном пути, а друг способствовал его гибели.
Третья часть — восприятие гибели героя другом. Рассуждения друга моралью не являются, но подталкивают читателя к сопереживанию, превращают притчу в стихотворение в прозе.
Тема стихотворения — истинная и ложная дружба. В заголовке стоит первым слово враг. Смысл этой очередности в том, что враг, в отличие от друга, как раз был настоящим, типичным, его поведение — ожидаемым.
Основная мысль: только сложная жизненная ситуация проявляет истинность дружбы, но в такие моменты бывает уже поздно рассуждать о дружбе. Неверный друг может стать даже причиной гибели, но воспримет свое предательство как благо.
Тропы и образы
Эпические события в первых абзацах развиваются стремительно. По законам притчи, автору нет нужды объяснять, почему человек оказался в тюрьме, совершил ли он какие-нибудь преступления, вызывает ли заточение сочувствие читателя или справедливое негодование. Также непонятно, как человек убежал из тюрьмы.
Читатель принимает эти условия как данность, ассоциируя себя в какой-то мере с героем стихотворения в прозе.
Среди исследователей есть любопытное наблюдение, что знаки препинания в стихотворении в прозе играют неожиданную роль. Это не только паузы, но и графическое изображение пути героя. Так многоточия аллегорически обозначают расстояние, которое оделяет героя в первом, втором и пятом случае от преследователей, а в третьем, четвертом и шестом — от смерти.
Тире появляются в предложениях перед союзами но, и, стоящими между однородными членами, противопоставленными друг другу: узкая — но глубокая река, засмеялся самодовольно — и пошел прочь, присел на бережку — и начал горько плакать. В первом случае тире — аллегория шаткой гнилой доски через реку, во втором и третьем — разрыва, границы между погибшим и врагом, героем и неверным другом.
Такое графическое использование знаков препинания является своеобразным изобретением Тургенева и может совсем не учитываться читателем. Это только дополнение к общему аллегорическому смыслу.
Тургенев умело использует глаголы движения в сочетании с наречиями: вырвался, стремглав пустился бежать, мчалась по пятам, начали отставать, занес ногу, бухнул, утонул. Другая группа глаголов связана с беседой человека с другом: закричал во все горло — простонал — возопил — горько плакать — безутешно рыдать. В произведении важны как действия, так и реакция на них.
Эпитеты редки, но тоже наполнены аллегорическим смыслом. Река узкая, но глубокая, доска тонкая и гнилая. Это сочетание дает надежду. Ведь река все-таки узкая, можно успеть перебежать!
Друг лучший, ревностный, враг самый жестокий, волны бурные, тюрьма ужасная, душа добрая. Все эти постоянные эпитеты создают типичную, ожидаемую картину человеческих отношений. Враг в рассказе ожидаемо жестокий, а вот друг не только убивает своей заботой, но и считает свое убийство благом для друга.
Вся притча — иллюстрация пословицы «Друг познается в беде».