«Демон» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Демон» написано в тяжелый для Пушкина 1823 год и напечатано в 1824 году в альманахе «Мнемозина». Современники угадывали в образе демона друга Пушкина А. Н. Раевского. Как и Пушкин, он был влюблен в Е. К. Воронцову, жену губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова, у которого на службе в Одессе состоял Пушкин.
Когда Раевский узнал о любви Пушкина, он рассказал обо всем Воронцову. Как предполагал Пушкин, именно это явилось причиной его высылки из Одессы в Михайловское.
Пушкин даже написал и собирался
Литературное направление, жанр
«Демон» — прекрасный образец романтической лирики Пушкина. Образ демона любим романтиками, потому что позволяет показать личность, отвергнутую обществом. Демон — это романтический герой, который так близок юношескому мировосприятию.
Но лирический герой не отождествляет себя с демоном.
Жанр «Демона» — элегия. Это философская лирика. Лирический герой рассуждает о темной стороне собственной
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения «Демон» связана с сомнениями и искушениями, которые всегда сопровождают веру, надежду и само становление личности.
Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть — одно сложное предложение. Придаточные предложения времени, начинающиеся словом когда, описывают тот период жизни лирического героя, когда юноша наслаждался жизнью — природой, женщинами, возвышенными чувствами, искусствами.
Лирический герой был полон надежд. Предложение заканчивается главной частью тогда… Эта часть предложения одновременно композиционное начало следующей части и завершение первой.
В те благословенные времена юношу стал посещать злобный гений.
Во второй части стихотворения описывается этот злобный гений. Его речи язвительны, он клевещет и искушает, насмешничает и лжет, отравляя душу лирического героя. Злой гений не верит в прекрасное, любовь, свободу. Он отвергает само творение, всю природу.
Словосочетание благословить он не хотел буквально означает, что злой гений не говорил о природе ничего хорошего, не находя этого.
Основная мысль стихотворения растолкована самим автором. Он считал целью стихотворения нравственное воспитание. В юности сердце доступно для прекрасного. С опытом приходят сомнения. Они уничтожают романтические порывы — лучшие надежды и поэтические предрассудки.
Дух отрицанья влияет на нравственность человека и человечества. Если обобщить все, сказанное Пушкиным, в одном предложении, то основную мысль можно сформулировать так: каждый человек в определенный период своей жизни подвержен влиянию духа отрицанья и сомненья — демона, который сбивает человека с истинного пути, делая его безнравственным.
Стихотворение лишено какого-либо морализаторства. Пушкин не указывает, как должен поступить человек со своими сомнениями. Он очерчивает проблему: довольно симпатичный, вызывающий сочувствие демон стучится в душу каждого человека, это нужно разглядеть.
Старший товарищ Пушкина Жуковский угадал настроение Пушкина и додумал идею «Демона», состоящую во внутренней борьбе со злом: «К черту черта! Вот пока твой девиз».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Неупорядоченные пиррихии и спондеи сбивают ритм и делают повествование таким естественным, что стихи кажутся простыми, как проза. Рифмовка как раз упорядочена, перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Тропы и образы
Первая и вторая часть противопоставлены. Основной композиционный прием стихотворения — антитеза. Старославянизмы возвышают, подчеркивают серьезность рассматриваемой темы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить. Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку. Все эпитеты первой части положительные: возвышенные чувства, вдохновенные искусства.
Во второй части эпитеты негативно окрашены: печальные встречи, язвительные речи, чудный взгляд, хладный яд, неистощимая клевета. Во второй части положительное отрицается: провиденье — искушением, прекрасное — пустой мечтою, вдохновение — презреньем, любовь и свобода — неверием, жизнь — насмешкой. Метафора позволяет передать губительность общения с демоном: его речи вливают хладный яд в душу.