«Монолог» анализ стихотворения Лермонтова
В. Г. Белинский писал, что в лермонтовских стихах «уже нет надежды, они поражают душу безотрадностью». И правда, в каждой строчке «Монолога» , написанного пятнадцатилетним поэтом, пронзительно-щемящее ощущение дисгармонии.
В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…
Монолитно написанное произведение полно безысходности, откровенного безверья и пессимизма. Лирический герой задается горестными вопросами, а ответы
Ни к чему человеку, живущему там, где «сердцу тяжко», «глубокие познанья, жажда славы и пылкая любовь свободы». Куда лучше быть ничтожеством, что ничего не представляет из себя и способно насладиться простыми радостями жалкого существования, чем мучиться от разрыва между внутренним миром и действительностью.
Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной
Уже в ранней лирике разрабатывается Лермонтовым концепция рефлектирующей, раздвоенной личности. С одной стороны, герой противостоит обыденности и пустоте существования, но, с другой стороны, прекрасно понимает тщетность этого. Недаром, так часто повторяется в тексте местоимение «мы».
Тема «потерянного поколения» переплетается с Темой родины, очень близкой поэту, интимной для него. «Здешний свет», «север» — так обозначена здесь Россия, глубоко любимая, прочувствованная, но здесь несущая в себе погибель молодому поколению, потому что отрицает яркость отдельного человека.
Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем…
Избранная поэтом форма Философского монолога, не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.
Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.
Драматический пафос задан с первых же слов. Обращение к незримому собеседнику «поверь» приобретает трагическое звучание, усиливающееся с помощью градации.
Пейзажная зарисовка, изображающая Образ родины, стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.
Судьба человека неразрывно соединена с судьбой места, где он живет. Обреченное, потерявшее себя поколение способно видеть только «солнце зимнее на сером небосклоне». Силу духа, цели, желания — все можно черпать из родной земли.
Но общественная атмосфера сыграла решающую роль, подавляя и разрушая целостность личности, заложенную природой.
К мыслям о судьбе своего поколения М. Ю. Лермонтов будет возвращаться неоднократно. Одно из самых знаменитых его произведений, «Дума», является своеобразным двойником «Монолога». В ней тоже с горечью прозвучат Мотивы утраты ценностей и смысла жизни.