Женские образы в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Чудесно сливаются в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» любовь, вдохновение, искусство, красота природы. В этом романе впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в душе писателя. Этот образ воссоздан в романе с бережной, сыновней любовью. Он полемичен по отношению к либеральному западничеству и революционному максимализму.
Тургенев предостерегает: не спешите перекраивать Россию на новый лад, остановитесь, помолчите, прислушайтесь. Под стать этой величавой, неспешной жизни, текущей неслышно,
Полна драматических перипетий судьба нянюшки Лизы, старой Агафьи. Ее можно назвать «жертвой дворянского гнезда родовитых Пепловых». Первая красавица на селе, «первая щеголиха», она в полной мере испытала «и барский гнев, и барскую любовь», а после всяких бед и перемен в своей жизни стала «молчалива и богомольна».
Она рассказывала Лизе о том, как они спасались, голод терпели и нужду — и царей не боялись. Умная и властная Марфа Тимофеевна не любила строгую важность бывшей «паневницы». Она чувствовала, что богомольность няньки питалась тихими настроениями в крепостных людях, которые не могли нравиться господам. Агафья самовольно ушла куда-то в раскольничий скит — все же какая-никакая, а в ее представлении, свобода.
Трагической была и судьба матери Федора Ивановича Лаврецкого — простой крепостной девушки, своей красотой привлекшей внимание барина-вольнодумца. Иван Петрович женился на ней, дабы насолить отцу, а не из-за сильной любви. Сразу после женитьбы он отправился в Петербург и там увлекся одной из знаменитых кокеток. «Безответная» Малаша, у которой вскоре отняли сына в целях воспитания, не перенесла этого удара: «Безропотно, в несколько дней угасла она». Автор заключает: «Так кончило свое земное поприще тихое и доброе существо, бог знает, зачем выхваченное из родной почвы и тотчас же брошенное, как вырванное деревцо, корнями на солнце; оно увяло, оно пропало без следа, это существо, и никто не горевал о нем».
Феде шел тогда восьмой год. «Память о ней, об ее тихом и бледном лице, об ее унылых и робких ласках навеки запечатлелась в его сердце», отозвавшись в мягком и впечатлительном характере. Живым олицетворением Родины, народной России является центральная героиня романа — Лиза Калитина. Эта дворянская девушка, как пушкинская Татьяна, впитала в себя все лучшее из народной культуры. Ее воспитывала нянюшка, книгами ее детства были жития святых. Лизу покоряла самоотверженность отшельников, угодников, святых мучениц, их готовность пострадать и даже умереть за правду.
Антиподом Лизы Калитиной является жена Лаврецкого, Варвара Павловна. Имя «Варвара» происходит от слова «варвар», оно означает «иноземная, грубая», и своим поведением героиня вполне оправдывает это значение. Варвара Павловна появляется в доме мужа со словами раскаяния, но ее покаяние неискренно.
Это сразу понимает Лаврецкий по ее внешности: она тщательно причесана, надушена и кокетливо одета в черное, но дорогое шелковое платье с воланами. Во время разговора Варвара Павловна осторожно ломает удивительно красивые пальцы с розовыми лощеными ногтями, пытаясь разжалобить мужа. Она говорит о своей тяжелой болезни, о том, что была близка к самоубийству, и о дочери, ради которой осталась жить. Варвара Павловна надеется растрогать Лаврецкого словами о том, что покорится ему, как рабыня, заклинает простить ее ради дочери, но герой прекрасно видит игру и притворство.
Не обмануть Варваре Павловне и Марфу Тимофеевну: она сухо обходится с женой Лаврецкого, не глядя на нее и почти не разговаривая с ней. Впрочем, Варвара Павловна и не стремится добиться ее расположения. Для нее Марфа Тимофеевна — лицо малозначительное. Для Лизы встреча с Варварой Павловной мучительна.
Она считает себя виноватой перед женой любимого ею человека, и эта встреча для нее — наказание. Лиза заставляет себя взглянуть на Варвару Павловну и даже улыбнуться ей. Но почтительное поведение светской львицы, ее вкрадчивый голос, хитрая улыбка, холодный взгляд, движение рук и плеч, платье — все ее существо возбудили такое отвращение в Лизе, что она ничего не смогла ей ответить и через силу протянула руку.
Нравственное чувство Лизы безупречно, ей ненавистны лицемерие, неискренность и мелкие уловки. Однако недалекую и неразборчивую Марью Дмитриевну Варвара Павловна сумела очаровать своим наигранным смирением и кротостью, самоуничижением и раскаянием, лживыми словами о том, что сердце у нее всегда было русское. Тургенев не раз подчеркивает игру героини: говорит она с Марьей Дмитриевной «тихим голосом по-русски», «овладела рукой», «подобострастно поднесла ее к розовым и полным губам», «сомлела… под поцелуем».
Варвара Павловна умеет «скромно» рассказать о путешествиях, намеренно рассмешить слушательницу и тут же всплакнуть при воспоминании о том, какое чувство она испытала, когда в первый раз услышала русские колокола. Расчет Варвары Павловны точен: Марья Дмитриевна приняла ее как родную, скомпрометировав себя в глазах всего общества. Забыты и перечеркнуты все нравственные нормы, все правила приличия. Автор показывает двуличье Варвары Павловны в сценах с Паншиным, Гедеоновским, Лаврецким и другими персонажами.
С глубоким проникновением раскрывает Тургенев драму Лизы. В переживаниях Лаврецкого и Лизы, в их глубоком и целомудренном чувстве писатель воплотил одну из заветных своих идей о величайшем значении любви как силы жизни. Лиза любит жизнь и уходит из нее страдая.
Ее любовь к жизни проявлялась и в любви к музыке, к прекрасному. Лиза Калитина и Варвара Павловна создают контраст между вечной и могучей силой жизни и бренным, слабым человеческим существованием. Женские образы романа передают как лиризм повествования, так и главную идею произведения.