Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова
Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь… Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины. А Григорьев Некрасов смотрел на мир глазами народа.
В стихотворении «Родина» он не может найти ничего положительного в крестьянской жизни из-за «глухого и вечного гула подавленных страданий»: И с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен темный бор — В томящий летний зной защита и
Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько
Но трагедия народа не только в этом непонимании. В стихотворении «Забытая деревня» поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни.
В менталитете русского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность. Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, «Школьник», в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком: Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! Не бездонна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных, то и знай, — Сколько добрых, благородных, Сильных, любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит «скорбь народная». Поэт показывает презрение вельмож к народу: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!» Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить этого барина.
С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки: И со славой умрешь! Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе.
Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания: Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля. На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин — главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных.
Самый типичный портрет русского крестьянина — это Яким Нагой: Грудь впалая, как вдавленный Живот, у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле, И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок. Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, — характеризуют условия жизни в них. В поисках счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей России царят бедствие и страдание.
Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян. В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому.
Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется.
Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.