Тема «маленького человека» в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского

Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме «маленького человека». Целую повесть посвящает Достоевский «униженным и оскорбленным» «маленьким людям». А ро­ман «Преступление и наказание» первоначально задумывался как рас­сказ о «пьяненьких», семье спившихся и опустившихся людей/Чехов эту тему раскрывает в таких рассказах, как «Ионыч», «Палата № 6», «Чело­век в футляре», «Крыжовник», «О

любви». В рассказе «Палата № 6» доктор Андрей Ефимович Рагин замыкается в себе и успокаивает свою совесть, постепенно усыпляет ее, приучает себя за долгие годы службы не обращать внимания на страдания людей.

В конечном счете такая жизненная позиция приводит самого Рагина на больничную койку палаты для душевнобольных. Наступает запоздалое прозрение, но поздно. Рагин не смог вынести тех унижений, которым подвергались его больные на протяжении долгих лет, он умер от апоплек­сического удара.

Следует отметить, что эти писатели по-разному относятся к «малень­кому человеку». Достоевский сочувствует ему, а

Чехов иронизирует над ним, высмеивает его недостатки, узость мышления, кругозора, представле­ний о жизни и мире. Однако прежде чем перейти к анализу произведений, в которых геро­ями являются «маленькие люди», следует понять, что подразумевают пи­сатели под понятием «маленький человек». У Чехова «маленькие люди» — это мещане, обыватели.

Это люди, жизнь которых приобрела устойчивый уклад, каждый день их стал исполнением сложившихся привычек. У них узкий круг интересов, они мало читают, мало знают.

Если бы жизненные обстоятельства не били бы их постоянно, если не было бы скучной обя­занности жить, то они остановились бы, замерли, погрузились бы в слад­кую дремоту и оставались бы в таком состоянии месяцы, годы, века. Чехов восстает в своих рассказах против убогого и скудного мира «ма­леньких людей», так как они создали для себя фут­ляр и не желают знать, что за ним, что вне его. И поэтому писатель смеется, даже подчас издевается над их тупостью, невежеством, чинопочи­танием, глупостью; он хочет растормошить их, уязвить, уколоть, заставить их жить.

Каковы идеалы таких людей? Иметь садик с крыжовником и набивать свое пузо, пока оно не лопнет ; пугать всех, и себя в том числе, безукоснительным исполнением всех бессмысленных циркуляров и правил, ненавидеть любое проявление жизни, радости, счас­тья ; бессмысленно копить деньги и скупать не­движимость неизвестно зачем . Такая жизнь — это полное от­сутствие даже попытки осмыслить свое существование. «Маленькие люди» Чехова в основном недотепы, растяпы, приспособленцы.

В восприятии Достоевского «маленькие люди» заслуживают состра­дания и милосердия. Они — личности, попавшие в униженное положение в силу жизненных обстоятельств, зачастую трагических . Нет в книгах Достоевского смеха над этими людь­ми. Он уважает, любит их и сочувствует им. Но и в некоторых рассказах Чехова мы можем встретить сочувствие к «маленькому человеку». Вот перед нами кучер Иона.

У него умер сын. Он пытается выговориться, поделиться своим горем хоть с кем-нибудь. Но нет у него места, куда можно было бы пойти.

Тоска гложет его сердце. Казалось бы, вот-вот наружу выплеснутся боль и горечь утраты, и кучер с рыданиями начнет свой бессвязный рассказ случайному попутчику.

Но этого не происходит. Иона — маленький человек, и его окружают маленькие люди, которые ока­зываются неспособными понять и сострадать. Этот рассказ об одиноче­стве, о разобщенности людей. Некуда пойти и Семену Мармеладову из романа «Преступление и на­казание». Быть может, только дочь его Соня способна ему сострадать и поддерживать его бессмысленную жизнь жалкими грошами, нажитыми грехом. «Маленькие люди» Достоевского — это люди преддна.

Они еще не опустились совершенно, они еще способны чувствовать, но унижены сво­им скотским существованием.

Мармеладов, Соня, Раскольников уже не считают себя принадлежащими к честным людям. «Маленькие люди» у Достоевского — отверженные, падшие, но еще способные подняться и вос­креснуть . Любой можетобидеть их. Пожалуй, все, кроме князя Мышкина, смотрят на На­стасью Филипповну как на красивую куклу, имущество. Лужин хочет жениться на Дуне и рассуждает об этом так, как будто ему предстоит выгодная сделка, покупка товара.

Дуня идет на это, чтобы спасти от нищеты брата. Но Раскольников не соглашается на такую унизительную жертву, понимая, что Дуня платит своим человеческим достоинством. Для Достоевского понятие «человеческое достоинство» очень много значит.

Можно жить в нищете, опуститься, спиться, пойти по «желтому билету», даже убить, но не потерять человеческого достоинства.

Для Достоевского это качество — залог воскресения личности, ее возрождения. Все «малень­кие люди» Достоевского — от Макара Девушкина до Семена Мармеладова — наделены этим качеством. А Мармеладов погибает именно тогда, когда пони­мает, что он лишился этого в высшей степени человеческого качества. Для А. П. Чехова понятие «человеческое достоинство» также в выс­шей степени значимо. Человек без этого качества — это недочеловек, мане­кен, живой труп.

У Чехова есть герои, которые просто лишены человечес­кого достоинства.

Это герой из рассказа «Толстый и тонкий». Герой, даже не имеющий в рассказе имени , просто названный Чехо­вым Тонким, на глазах читателя теряет человеческий облик, превращает­ся в льстеца и угодника, узнав, что Толстый стал статским советником. «Электричества чин» превратил Тон­кого в недочеловека. Над таким героем Чехов саркастически смеется, отказывая ему в каком бы то ни было сочувствии. Унижение , по мнению Чехова, не достойно человека, каким бы социальным статусом он ни обладал. Как мы увидели, А. П. Чехов и Ф. М. Достоевский по-разному изобра­жают «маленького человека».

Достоевский показывает нам духовный мир «маленьких людей», который достаточно богат, хотя и противоречив, а Чехов, скорее, высмеивает недостатки «маленького человека».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема «маленького человека» в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского