Россия в творчестве поэтов Серебряного века
Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это — реальные вехи путей России, узловые моменты ее истории, на которые живо откликнулись эти поэты. Все три художника слова по-своему относились к России и писали об этом в своих произведениях. «Этой теме, — писал Блок, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что
Одно из ярчайших стихотворений первого цикла — «На железной дороге» . Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине красоту и, вместе с тем, загадочное, чуждое, дикое начало, недоступное пониманию: Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих? Чудь начудила, да Меря намерила Гатей, дорог да столбов верстовых… …Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские
Тема этого стихотворения — неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в мещанское существование, а его душа ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Блок горячо любил родную землю, с ней связывал лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидел «страшный мир» царской России. Образ Руси представлен у поэта в виде прекрасной женщины, гордой и сильной духом. На ее долю выпадет много испытаний, но поэт уверен, что Россия достойно их выдержит.
Он верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно. Отличительная черта есенинской лирики о России — любовь поэта к деревне, к селам, его неприятие города. Особенно ярко это проявлялось в ранних творениях. В них Есенин рассказывал о своих переживаниях и мыслях. Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы «интимной» лирики.
Теперь он рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Реальные революционные потрясения, резкие перемены в деревне, даже машинизация села — все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств.
Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и ее природа, это и новый герой, также неотъемлемо связанный с Россией — город. Это четко прослеживается в стихотворении «Я последний поэт деревни»: На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны.
Для него Россия — это и природа, одухотворенная одним дыханием и памятью поэта, и деревня как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но все же родной, так как является частью Родины, и народное творчество как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Все это Есенин пережил и осознал, поэтому читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы. Владимир Маяковский в сознании большинства людей выступает как «певец социалистической революции», веривший в коммунистическое будущее и весь свой сатирический талант отдававший этому великому делу. Поэт очень сильно любил Россию и верил в родину завтрашнего дня. Маяковский радовался каждому достижению страны в промышленности, культуре, в международных делах.
Поэт отмечал, что каждый день рождает новые «чудеса» на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,- советский человек, свободный и сильный. И Маяковский не раз говорит в своих произведениях о том, что делает советского человека особым, дает ему силы для свершения подвига: …главное в нас это — наша Страна Советов.
Советская воля. советское знамя, советское солнце. Особое место в творчестве поэта занимает тема революции, которую он полностью поддерживал. Последняя поэма Маяковского «Хорошо!» — гимн революции. В ней мы найдем строки о любви к Родине и о счастье быть ее сыном, гражданином, участником ее созидательных свершений и расцвета. Отдавая «всю свою звонкую силу поэта» революции, Маяковский ненавидел обывателей, мещанство, бюрократию и чиновников . Всю свою страсть он направлял против тех, кто мешает строить новую страну.
Все его дела и мысли были устремлены в будущее. Владимир Маяковский хотел быть и стал пророком и знаменем революции. Три поэта одной эпохи по-разному относились к событиям начала 20 века.
Блок и Есенин до конца не приняли революцию, Маяковский всячески ее поддерживал. Но все поэты горячо любили Россию и верили в будущее страны, в ее особенность и уникальность. Родная страна по-своему отблагодарила этих поэтов, увековечив их имена и обессмертив их творчество.