Кто виновен в гибели вишневого сада?
Первая постановка пьесы Чехова «Вишневый сад» не была понята зрителями. Актеры пытались сыграть драму. Этим они нарушили авторский замысел, ведь Чехов точно обозначил жанр своего произведения — комедия.
Долгое время проблема жанра «Вишневого сада» вызывала самые противоречивые мнения. Но истина была на поверхности. В своей пьесе Чехов представил еще одну сцену общей «человеческой комедии», которую сами люди играют каждый день.
Главное событие пьесы — продажа с аукциона имения помещицы Анны Андреевны Раневской
Более того, накануне торгов эти герои устраивают дорогостоящий бал в доме. Что же губит этот сад? В пьесе этот образ имеет конкретный и символический смысл. Вишневый сад когда-то приносил богатые плоды, славился на всю Россию. Теперь, ранней весной, он зацвел белыми, прекрасными цветами.
Но хозяева всегда находятся вне его пространства. Они смотрят на сад из окна, видят его издалека, но ни разу не
Купец Лопахин, который претендует на этот сад, обладает душой артиста. Ему дорога Раневская, здесь вырос он сам. Из этих мест происходил его отец — простой крестьянин, который вскоре сумел разбогатеть.
Лопахин собирается вырубить старый сад и арендовать освободившуюся территорию дачникам. Компаньонка Раневской, Шарлотта Ивановна, не знает своих родителей, не имеет паспорта. Она развлекает гостей своими забавными фокусами.
Характер этой женщины поразительно напоминает поведение Раневской. Единственный правдоподобный персонаж в пьесе — это старый слуга Фирс. Только он является истинным хранителем вишневого сада. Но о нем забывают так же, как о саде, запирают в опустевшем заколоченном доме. Все действие пьесы напоминает фарс.
Создается ощущение, что все герои связаны лишь случайными связями. Они ведут призрачную, несчастливую жизнь. Раневская, прямая наследница вишневого сада, в свое время навлекла на себя гнев родителей.
Здесь погиб ее маленький сын. Долгое время Раневская прожила заграницей. Она привыкла сорить деньгами, делает вид, что не понимает значения происходящего. Эта героиня тратит деньги своей юной дочери Ани, которые присылает племяннице ростовская тетушка. Брат Раневской, Гаев, в буквальном смысле проел на леденцах и бильярде родовое состояние.
Все эти важные детали говорят о практической неприспособленности героев к жизни. То и дело Раневской присылают телеграммы из Парижа. Сначала она делает красивые позы, не читает их.
Но в четвертом действии «неожиданно» принимает решение уехать за границу. Дворяне больше не могут полностью отвечать за свои ничтожные поступки. Это означает, что такие хозяева ведут сад к гибели.
Но винить в рубке сада только Раневскую и Гаева было бы несправедливо. Фактически они рады избавиться от него, в саду их ничто не держит. Вековые дворянские традиции уже не имеют былого значения.
Наступает новая эпоха, время упадка «дворянских гнезд». Оно опасно не только коренными переменами в жизни общества, но и разрывом человеческих отношений. Истинные чувства подменяются у этих героев иллюзией. Именно поэтому любовные линии Яши и Дуняши, Пети и Ани, Лопахина и Вари не привели к подлинному расцвету чувства. Конфликт между героями находится вне их воли.
Не они одни виноваты в происходящих событиях. Во многом влияет «все имеющиеся сложение жизни в целом». В бытовом течении жизни, домашних разговорах, будничных отношениях проступают противоречия, глубинные социальные конфликты. У всех героев пьесы наблюдается внешняя и внутренняя дисгармония, «нескладица». В доме Раневской царит общее неблагополучие.
Олицетворение этого явления — конторщик Епиходов. Его называют «тридцать три несчастья». Епиходову не везет во всем. Герой вынужден каждый раз брать деньги в долг. Даже когда он садится, под ним постоянно ломается стул.
Общее неблагополучие коснулось и Вари. В последнем акте ее ключи от имения находятся уже в руках купца Лопахина. Вишневый сад предложил рубить именно он.
Недаром в конце комедии за сценой раздается стук топора. Решение Лопахина экономически оправдано. Сад давно утратил былое хозяйственное значение. Но это один из самых редких садов России, это ее достояние, однако подобное обстоятельство не помешало Лопахину начать уничтожать его. Есть в пьесе молодая пара, которая противостоит старшему поколению своим отношением к жизни.
Это совсем юная дочь Раневской — Аня и Петя Трофимов, который в свое время был репетитором у сына Раневской. Они не являются главными героями пьесы и стоят в стороне от основного события. Аня могла бы стать наследницей матери и дяди. Но ей нечего наследовать из-за легкомысленного поведения своих родственников.
Духовная жизнь девушки сложилась вне традиций ее семьи. Автор уделяет особое внимание изображению этих героев. Он описывает прозрение Ани под влиянием Пети Трофимова. Петя внушает девушке мысль о бесплодности праздного существования, вызывает в ней стремление приобщиться к иной, наполненной смыслом и пользой жизни. Аня очень любит свой дом, фамильный сад.
Но «вечный студент» всячески убеждает ее в том, что продолжение прошлой жизни здесь безнравственно: «Ведь так ясно. Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Аня весело расстается с погибшим имением: «Начинается новая жизнь, мама.
Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!». В этих словах Ани звучат мысли Пети Трофимова о том, что «вся Россия — наш сад». Эти молодые герои далеки от быта усадьбы. Свои будни они проводят в разговорах.
Вся их роль в пьесе сводится к переоценке прошлого и подготовке будущего. Аня и Петя уже далеки от сада. Он олицетворяет для них ушедшее время. Поэтому винить этих героев в гибели сада неправомерно.
Но неужели все персонажи так равнодушны к вишневому прекрасному саду?! Чехов — сложный, тонкий художник слова. Он никогда не дает прямых ответов на поставленные вопросы. Читатель сам должен подумать и найти решение. Думаю, что в гибели вишневого сада виновато время.
Именно время — главный герой этой пьесы, ее основная движущая сила. Сад — своеобразный символ двух систем ценностей: хозяйственных и духовных. Это многогранный образ. Сад олицетворяет традиции.
Таков закон жизни: старое должно уступить место новому. В то время, когда была написана комедия, вся Россия переживала кризис. Все новое более действенно. Сад — это определенный этап жизни героев. Как бы ни жалели его одни, ни стремились забыть о нем другие, этот образ навсегда останется частью их жизни.
Люди часто боятся перемен, идеализируют прошлое, беспомощно цепляются за него. Герои пьесы не способны строить иное будущее. Жить в ногу со временем, быть хозяином своей судьбы, каждую минуту творить что-то доброе — вот к чему призывает нас автор «Вишневого сада».