«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: любимые страницы
Роман «Герой нашего времени» является одним из зрелых и признанных произведений М. Ю. Лермонтова. В предисловии к книге поэт пишет, что его герой — это портрет, но не одного человека, а «портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном из развитий». Печорина можно считать достойным продолжением пушкинского Онегина.
В произведении Лермонтов снова поднял проблему так называемого «лишнего человека». Печорин — молодой человек из аристократической среды. Он активно вмешивается в окружающую его жизнь. С первых страниц
С самого начала произведения мы уже не понимаем мотивов поступков героя, нас удивляет необычная эксцентричная натура молодого человека. Трагизм героя заключается в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в свое духовном рабстве. Моя самая любимая глава в романе — «Бэла». Дело в том, что она объединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке». «Бэла» была напечатана в «Отечественных
Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него…» В повести «Бэла» Печорин предстает перед читателем безжалостным и черствым человеком. Он похищает молодую девушку, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного, дома. Бэла долго не могла смириться с новой ролью: «Сидит в углу, закутавшись в одеяло. Не видит и не смотрит: пуглива, как дикая серна».
Печорин, чтобы овладеть ее сердцем, каждый день дарил ей что-нибудь. Первые дни девушка гордо отталкивала подарки, но, «мало-помалу она научилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса». Наконец Печорин решился на последнюю уловку: он предложил Бэле вернуться в отчий дом, но «она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Увы, любовь главного героя была недолгой, уже через некоторое время он охладел к черкешенке.
Таков Печорин — его чувства слишком поверхностны и недолговечны. Да и сам он сознается в этом: «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение, только дело в том, что это так». Страдания и радости других Печорин воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырывает Бэлу из родной почвы и губит. «Когда я увидал Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…
Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой», — говорит он Максиму Максимычу в разговоре. На мой взгляд, очень жестокие, холодные и слишком равнодушные слова. Печорин эгоцентричен по отношению ко всему миру. Его чувства противоречивы и поверхностны. Иногда я думаю, закономерна ли смерть Бэлы?
Скорее всего, да, ибо это было для нее единственным выходом. Будь она жива, Печорин причинил бы ей еще много горя. Эта девушка слишком искренна и по-детски наивна, ее душа не вынесла бы новых разочарований.
Для Печорина нет счастья в любви, в привязанностях, в искренности. «Насыщенная гордость» — вот его единственное стремление. Печорин дорожит только своей свободой, а до других людей ему, в принципе, нет никакого дела. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой», «его душа испорчена светом». «Герой нашего времени» поднимет проблему крайнего индивидуализма и эгоизма. Печорин смел, он обладает огромной выдержкой и силой воли.
Когда ему становится скучно с Бэлой, он один, почти без оружия, уезжает на охоту, в горы, где на каждом шагу его подстерегает опасность. Он не боится ни горцев, ни Казбича, который желает ему отомстить. Натура Печорина очень глубокая, восприимчивая и впечатлительная. Он с резкой критикой относится к себе, анализируя свои поступки.
И часто страдает не меньше тех, кого он сам делает несчастным.