Описание внешности человека по личным наблюдениям
Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования
Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда ХОД УРОКА I. Организационный этап II.
Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности Слово учителя — Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы. Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя. Вспомните: — Что такое литературный портрет? — Для кого он вводится в художественное произведение?
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. слово учителя Определите, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответьте на вопросы: — Какие элементы внешности использованы автором при описании героев? — Что сразу бросается в глаза? 1) «Правду молвит, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива…» 2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!..
Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира» 3) «лицо ее было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от нее лучше держаться подальше…» 4) «месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, словно пава…» — Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Федора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого: Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. 2. слово учителя — Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
Редко кому удается отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным . Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность. 1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Сережа. Одет в спортивный ко Стюм зеленого цвета. Без головного убора.
На правой щеке, ближе К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На Шедших просим сообщить… Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное. Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки.
Что из предложенного текста надо оставить? 2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье В красную клеточку.
Она любит долго спать, есть мороженое «Эски Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь веселые Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей.
У нее Есть кошка мурка. Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план. 3. работа над составлением плана 1) Основная мысль описания . 2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла . 3) яркие, незабываемые портретные детали. 4) языковые средства, использованные для описания.
План поможет и в работе со специальными карточками, подготов Ленными к этому уроку. 4. работа с ситуативным материалом А) лена — гимнастка. Сегодня у нее ответственные соревнования. Только Что она закончила свое выступление на бревне. а что скажут судьи?
Опиши выражение лица девочки. Какие у нее глаза? О чем она ду Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам.
Сколько интересного вокруг! Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение. Свое описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то… Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние?
Свое описание озаглавь. Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата. Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять ее душевное состояние. О чем она думает?
Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил свое описание? Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова Нием составленной заранее портретной лексики. Советуем запомнить! 5. составление и разыгрывание диалогов Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу , но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу , объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность. 6. слово учителя — Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. мы до сих пор замираем перед картиной леонардо да Винчи «Джоконда». Улыбка ДЖОКОНДЫ Летел в ее улыбку камень, Вонзали нож по рукоять. Посмотрит темными зрачками — И улыбается опять. Из лувра выкрали.
И даже На Пикассо упала тень, Но вновь она на вернисаже Улыбкою встречает день. Смеялись флейты, Пели скрипки На всех сеансах год подряд, Чтоб вызвать этот миг улыбки, Непостижимый этот взгляд. Умолкло все, Все притаилось На всех ветвях, на всех кустах, Когда улыбка появилась У моны лизы на устах. Постичь до дна улыбку надо, Чтоб увидать в ее венце Измученного леонардо С улыбкой на худом лице. Левша, он сам сработал раму, Сам врезал в раму вензеля.
С тех пор улыбкой этой самой Интересуется земля. Джоконда властно и коварно Сквозь линзы стекол четырех Глядит с улыбкой лучезарной Равно на умниц и дурех. Смеется флейта, Плачет скрипка — Не расставались будто с ней, А легендарная улыбка Меж тем с годами все ясней. Не меркнет и не угасает, Светлее дня, Сильнее тьмы.
Джоконда, видно, что-то знает, Чего еще не знаем мы. — Посмотрите на картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Это Одно из ранних произведений художника. …Холмистая местность, вдалеке несется лошадь, гуляет женщина с детьми. Здесь же стоянка бродячих акробатов.
Тоненькая девочка-гимнастка легко балансирует на шаре, рядом — ее партнер и тренер — широкоплечий атлет. Сила и грация… Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества. описание внешности девочки; Б) описание фигуры мужчины; В) подобрать синонимы к словам хрупкая, сильный; Г) подобрать антонимы к словам изящный, мощный, массивный, нежный) IV. Рефлексия.
Подведение итогов урока Заключительное слово учителя — Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Нет, не всегда внешность человека передает его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества. …что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,- гласит народная мудрость.
Послушайте песни анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами… V. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру «мой друг в минуту радости «.