Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»
Митрофан означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего и сложившегося в невежественной среде поместного дворянства. Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его.
От природы он не лишен хитрости и сообразительности. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его
Умственное развитие Мнтрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду, к учению. Сцены его занятий с учителями и «экзамена» ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание что-либо понять, усвоить новое. Голубятня, подовые пироги, сладкий сои и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные занятия.
Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким — матери и няньке. С учителями он не разговаривает, а «лается», по выражению Цыфиркина; преданную ему Еремеевиу называет «старой хрычовкой»,
Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные его качества. Умственное убожество, неразвитость Митрофана сказываются в том. что он не умеет пользоваться словом, связно говорить. Он выражается односложно: «Небось, брат», «Кака, котора дверь?», «Все к черту!» В его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных: «По мне, куда велят!, «Да, того и смотри, что от дядюшки таска, «Нырну — так как звали!
Основной тон его речи — капризный, пренебрежительный, грубоватый тон избалованного «маменькиного сынка, барчука, будущего деспота и самодура. Даже с матерью он говорит более чем развязно, а порой и дерзит ей.
Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки стало нарицательным. Самое слово «недоросль», означавшее до Фонвизина дворянского подростка, не достигшего 16 лег, стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего н ничего не желающего знать.