Реализм в творчестве А. Куприна
В начале 20 века в русской литературе становятся ощутимыми достижения писателей критического реализма, среди которых Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко создавшие лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами. Кроме того, в эти годы приобретают всероссийскую известность писатели-реалисты нового поколения: В. Вересаев, А. Серафимович, И. Бунин, Н. Телешов, А. Куприн и другие, входившие в литературный кружок «Среда», созданный в то время в Москве Телешовым.
К. Чуковский писал о Куприне, что «его требования к себе, как писателю-реалисту, изобразителю
Писатель склонен к изображению психологии «групповой», «профессиональной», устоявшейся, часто встречающейся. Форма «короткого рассказа», требующая большой экономии изобразительных средств, превосходно усвоена им, это можно видеть в таких шедеврах, как «Мирное житье», «В цирке», «Гранатовый браслет», «Обида», «Корь» и других. В каждом из этих рассказов — ничего недоговоренного, неясного, смутного.
Средствами своей умелой живописи он добивается того, чтобы самый диковинный, эксцентрический, невероятный сюжет показался читателю правдоподобным и совершенно естественным, а это сильно повышает интерес его книг. У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, есть такая тема и у Куприна. В 1908-1910 гг. он создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» — нарядным прозаическим переложением библейской Песни Песней.
А завершается реалистическим рассказом «Гранатовый браслет», где эта тема подчеркивается очень резко. Это рассказ о «неразделенной, невознагражденной, мучительной любви», о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна. Сюжет рассказа не только реалистичен, но и реален. Все герои имеют прототипы в реальной жизни. Куприным переосмыслен трагикомический эпизод семейной хроники его доброго знакомого Н. Любимова и его жены Людмилы Ивановны, много лет получавшей письма от телеграфного чиновника П. П. Желтого.
По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х гг., в Париже, стареющий Куприн вызвал на дуэль собеседника, позволившего себе усомниться в правдоподобии фабулы «Гранатового браслета». На протяжении долгих лет Куприн искал идеал любви в реальных условиях. Среди обычных он наблюдал утонченные переживания людей, способных сохранить благодарную верность своему избраннику, ощутить себя с ним «двумя половинками вазы» . Однако нельзя было ожидать в сереньком быту страстей, равных легендарным.
Между тем, в любви как «первоисточнике мира и его властелине» писатель усматривал действенную созидательную силу. Несовпадение желаемого и существующего выразилось в том, что Куприн отказался от описаний счастливой, совершенной любви. Но само чувство, горящее в одной душе, стало стимулом перерождения другой. Именно так появился «Гранатовый браслет».
Куприн испытывает наслаждение от возможности «подержать в руке живое, горячее человеческое сердце и испытать его биение». Все составляющие невообразимого чувства так реально и живо описаны им, что, кажется, мы сами все это видели, что мы, читатели, причастны к этой редкой любви. Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны, приезде гостей, передает юмористические истории Шеина, которыми он развлекает собравшихся… Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение персонажей рассказа. Реалистичность образов выражается в их созвучии с пейзажными зарисовками.
Вся трагичность происходящего читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с «точно выродившимися», мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» предзимья. Переживания Веры в их кульминации воплощены лаконично, реалистично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена . Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем.
Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования. Мир, обрамляющий историю Желткова и княгини Веры, редкостно прекрасен. Прекрасен разоренный осенью сад, рыба «морской петух», темные розы, благородная фигура генерала Аносова, его речи о Шипке и «Машеньке Леско», ночной разговор на террасе приморской дачи.
Именно красота мира делает такой горестной историю любви и гибели Желткова. Чтобы разглядеть сияющую красоту повседневности, человек должен быть наделен мощной, героической любовью к жизни. Лучшие новеллы Куприна конца 1900-х — начала 1910-х гг. всегда говорят об этом и исподволь учат этому читателя.
В том числе и рассказ «Гранатовый браслет». «Куприн — одни глаза без рук, без ног, без головы, огромные глаза без человека. И те вещи, которые так зорко он видит — каким разбросанным хламом, нелепою кучей лежали бы они перед ним, превращаются в «рассказы Куприна», — так сказал К. Чуковский. Куприн видит повседневность мира зоркими, сияющими, любящими глазами.
Успех Куприна был успехом не только его самого, но и всего того литературного направления, к которому он примкнул. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.