Фильмы о Великой Отечественной войне

Писатель Юрий Бондарев и режиссер Г. Егизаров сделали свою картину о войне – “Горячий снег”. Авторские судьбы совместились с крупным сражением, не ограничив его размах и не утратив автобиографических свойств. Сражение – звено Сталинградской битвы. Координаты боя, изображенного в картине, можно отыскать на карте. Сохранены авторами также названия и топография, история у них строго документирована – до тех пор, пока в силу не вступает художественный взгляд на события.

История рассказана языком художественной прозы. Картина

не похожа на каталог литературных эпизодов и фигур. Военное и художественное переплетаются в фильме.

Общий оперативный замысел – выбить пушками танковый клин Манштейна – сопровождается авторским замыслом: показать человека на фронте в социальной и нравственной конкретности его характера, который также обладает своим резервом, наколенным за пределами картины, в других обстоятельствах, не столь трагичных. “Горячий снег” начинается морозным днем, без выстрелов, с гитарных переборов. Идет представление героев по кругу, внутри которого пляшет молодой солдат. Военное вновь переплетается с художественным:

дивизия прибыла свежая, полного состава. К финалу же в кадрах появится много свободного пространства, экран окажется широким для оставшихся в живых. Большое место уделено лейтенантам Дроздовскому и Кузнецову . Молодые исполнители несколько старше своих героев, но недостаток боевого и творческого опыта равняет их.

Фактура “Горячего снега” плотна и вещественна. Съемки при сорокаградусном морозе повысили его достоверность. В сложной тактической и образной структуре возвысился кадр, где Кузнецов, повернувшись спиной к быстро идущему танку, кричит: “Снаряд!”.

В это время сандружинница Таня, к которой обращен его окрик, держит на весу раненого, не зная, бросить ли тело и схватить снаряд или оттащить бойца в укрытие. Через грохот боя слышат зрители голос умирающего: “Жить надо! стрелять надо!” В этой краткости содержится смысл жестоких кадров, где жизнь есть бой и бой есть жизнь. В фильме “А зори здесь тихие” первая серия названа “Во втором эшелоне”, вторая – “Бой местного значения”. Фронт сведен к маленькой северной деревеньке, где квартируется взвод девушек – зенитчиц. Пятеро из них дают свой последний бой на узком перешейке между озером и лесом.

Война, измеренная женской долей, – эта тема не прерывалась в кино. В одном из интервью С. Ростоцкий говорил, что работая над картиной, он хотел вырваться из-под магии крупных цифр, которыми исчисляются жертвы. У каждого погибшего своя судьба, свой бой, свой последний рубеж. “А зори здесь тихие” неслучайно поделены на две серии.

Первая – это мир, вторая – война. Ростоцкий идет в русле поисков, благодаря которым война предстает на экране как этап в жизни страны и народа. Конструкция фильма включает отступления в прошлое, благодаря которым мы узнаем, чем жили героини до войны.

Прошлое связывается с настоящим духовным процессом, заключенным внутри характера героинь. Поединки пяти девушек заключены в единый контур подвига: Женя Комелькова, вызывающая огонь на себя, Лиза Бричкина, спешившая за подмогой и не сумевшая быть осторожной в болотной трясине, тихий вскрик Сони Гурвич, предупредивший своих, выстрел Риты Осяниной, не захотевшей достаться живой врагу.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


2. Приемы и средства воспитания..
Сейчас вы читаете: Фильмы о Великой Отечественной войне