Конспект урока по географии «ПОГОДА» 6 класс

ТЕМА УРОКА: » ПОГОДА».

6 класс.

ЦЕЛИ УРОКА: 1 .Сформировать понятие :»погода’, раскрыть причины изменения погоды, значение метеорологии в народном хозяйстве и в жизни человека; познакомить с понятием воздушные массы;

2.Способствовать развитию умений и навыков учащихся вести наблюдения за погодой и описывать их; формирование у учащихся научного мировоззрения;

3.Воспитывать у учащихся чувство восхищения красотой родной природы посредством ознакомления с произведениями литературы, музыки, живописи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Физическая

карта (на карте пунсонами выделены

Города: Москва, Париж, Прага, Стамбул, Тегеран, Калькутта, Карачи, Бангкок, Сингапур) 2.Магнитная доска.

3.Магнитные карточки . 4.Магнитофон, записи:»Времена года» , Рассказ путешественника.

5.Рисунки с изображением вопросительного и восклицательного знаков.

6.Рабочие листы у каждого ученика. ХОД УРОКА: Орг. момент.

1 .Активизация на новую тему. Определение целей и задач урока. :

— Вы согласитесь со мной, что прежде, чем покинуть Дом, большинство людей прислушиваются к этой мелодии, но не для того, чтобы насладиться ей, а чтобы сделать для себя определенные

выводы: стоит ли ехать на дачу? Взять ли с собой зонт? Или лучше остаться дома?

Кто из вас узнал эту мелодию?

Ученики: эта музыка звучит, когда передают прогноз погоды. Вот и тема сегодняшнего урока «ПОГОДА», столь значимая для каждого из нас .

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир, на каждом шагу мы слышим и ощущаем его, но никто не сможет увидеть его, потому что это царство Великого невидимого — мир земной атмосферы. В роли путеводителя — наш старый, искренний друг — вопросительный знак . Под грудой вопросов согнулся он дугой. Давайте поможем ему выпрямиться и превратиться в знак восклицательный. Это произойдет тогда, когда мы вместе с вами ответим на следующие вопросы: «Что такое погода?

Почему погода меняется? Зачем ее нужно изучать?» .

Отправляясь в дорогу путешественник берет с собой ручку и блокнот, для

Того, чтобы записывать в него все самое интересное и важное из увиденного.

Ручки у вас есть, а блокнот — это рабочий лист, по которому мы будем

Работать.

2.Презентация темы.

1. Вопрос учителя: Скажите, какая сегодня погода?

Ученики дают краткую характеристику погоды (хорошая, ветренная,

Облачная, солнечная и т. д.)

Учитель: Полное представление о погоде по одному признаку создать нельзя.

Одному погода — хорошая, другому — плохая, одни любят жару, другие —

Прохладу. То, что летом кажется холодом, зимой назовут оттепелью.

Выходит, не такой уж это легкий вопрос — что такое погода?

Давайте попробуем разобраться.

Вопрос учителя: За какими явлениями и элементами погоды вы наблюдали?

Все элементы и

Явления погоды связаны между собой: изменение одного из них приводит к

Изменению других и всей погоды в целом.

Вопрос учителя: Где все эти явления происходят? . То есть все элементы и явления погоды можно назвать кратко — состояние тропосферы . Вопрос учителя: Но везде ли одинаково это состояние тропосферы? Послушайте рассказ журналиста, совершившего путешествие, мысленно следуя за ним .

«С того момента как мы покинули Москву, наш самолет пролетел над

Половиной земного шара. В Праге шел снег. В Париже шел дождь. В

Стамбуле была приятная прохладная ночь. В Тегеране ослепительно светило солнце. В Карачи мы уже изнывали от жары.

Ночная Калькутта почти не принесла облегчения. В Бангкоке казалось, будто нас бросили на

Раскаленную жаровню. Не было никаких желаний, кроме одного: скорее

Покинуть это место.. .В Сингапуре, пока с нами возилась полиция и таможня, хлынул тропический ливень. . Мы видим, что состояние тропосферы неодинаково в разных географических пунктах. Поэтому, мы продолжаем определение: состояние тропосферы в данном месте .

Вопрос учителя: Но всегда ли погода одинакова в данном месте земной

Поверхности? .

Значит погода в определенном месте может быть разной — в один час

Солнечная, а через час набегут облака, станет пасмурно. Дополняем

Определение. .

Вид магнитной доски:

СОСТОЯНИЕ ТРОПОСФЕРЫ В ДАННОМ МЕСТЕ В ДАННОЕ ВРЕМЯ.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПОГОДА?

Запишите в своих блокнотах, выполните задание N1,2, пользуясь учебником. Все справились?

2. В одной известной песне есть такие слова:»У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать. Дождь иль снег — любое время года, надо благодарно принимать». Погода очень капризна — меняется в течение суток. Иногда, вместо ожидаемого потепления днем наступает похолодание.

Или же вместо прохлады к вечеру становится неожиданно тепло: » Год на год не приходится «- говорят в народе. Один год может быть жарким и засушливым. А другой — холодным и дождливым.

Кто же является виновником всех этих перемен? Почему погода меняется? Я думаю, ответ мы найдем в стихотворении Гете.

Послушайте.

То демон севера заладит дуть

И нас проймет простудой жесткой…

То с юга из пустыни суховей

Нас солнечным ударом стукнет в темя,

То запад целой армией дождей

Повадится нас поливать все время, . ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЕТЕР?

.

Воздух перемещается над различными участками земной поверхности и от того над какими участками он находится, он приобретает свои свойства. Например, над снегами Арктики воздух холодный, сухой, прозрачный. Над теплыми водами Атлантического океана теплый, влажный, а над раскаленными пустынями — сухой, горячий, запыленный.

Таким образом, вся тропосфера оказывается разделенной на огромные подвижные части-воздушные массы. Они занимают обширные территории и характеризуются следующими свойствами: температура, влажность, атмосферное давление, прозрачность.

Вид магнитной доски.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ

СВОЙСТВА ВМ:

ТЕМПЕРАТУРА.

ВЛАЖНОСТЬ.

ДАВЛЕНИЕ.

ПРОЗРАЧНОСТЬ.

Запишите это в свои рабочие листы, выполняя задание N3.

В воздушном океане никогда не затихает борьба между армиями вечных неприятелей — холодными и теплыми ВМ. Объясняется это тем, что солнечные лучи неравномерно нагревают нашу планету. Области, близкие к экватору получают тепла в избытке. У полюсов его не хватает.

Естественно, что у полюсов скапливаются массы холодного воздуха, а на экваторе — теплого. Теплый воздух легкий и поэтому он устремляется вверх, а на его место приходит холодный и более плотный воздух. Это один из немногих путей передвижения ВМ.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНА ИЗМЕНЧИВОСТИ ПОГОДЫ?

Выполните задания N4, N5.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ, КАКАЯ ПОГОДА УСТАНОВИТСЯ В МОРДОВИИ, ЕСЛИ ВМ ПРИДУТ К НАМ С СЕВЕРА, С ЮГА, С ЗАПАДА? .

Первые вестники смены погоды — это изменение давление и направление ветра. Кроме случайных изменений, вызванных перемещением ВМ, погода закономерно изменяется по временам года. Охарактеризуйте характер погоды нашей местности, используя следующие: теплая, холодная, прохладная . Разнообразные звуки погоды служили источником вдохновения для многих композиторов, художников, поэтов. Сейчас мы прослушаем отрывки из произведения П. И. Чайковского «Времена года» и попробуем определить какая музыка соответствует какому времени года .

КАКАЯ ПОГОДА ВСТАЕТ У ВАС ПЕРЕД ГЛАЗАМИ? КАКИЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ВЫ УВИДЕЛИ? Небольшая поэтическая минутка .

Посмотрите, ребята, какими внимательными наблюдателями были поэты. Не зная географии точно описывали состояние погоды и ее изменения. Но это мнение обывателя.

ВЕЛИКОГО, но обывателя.

А КАК МЫ С ВАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СМОЖЕМ ОБЪЯСНИТЬ СМЕНУ ПОГОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО»? .

3. Многие воспринимают погоду как неизбежность. Для них дождливые дни отличаются от ясных лишь тем, что в первом случае нужно не забыть зонт и плащ. Однако для летчиков, моряков, рыбаков и геологов, водителей и тружеников сельского хозяйства, и многих других людей благополучие и даже жизнь зависят от благосклонности погоды.

Наблюдения за погодой ведутся с давних пор. В своей повести «Героический юго-восток» писатель К. Паустовский пишет об одной своеобразной науке, которая как бы соприкасается с поэзией и живописью. «Это была, пожалуй, единственная наука, где по цвету неба и воздуха, по очертанию облаков, силе мерцания

Звезд и шуму древесной листвы, а не только по приборам и вычеслениям,

Можно было делать выводы и давать предсказания».

ЧТО ЭТО ЗА НАУКА?

.

Запишите это в рабочие листы, выполните задание N6.

КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ВЕДУТСЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ?

.

И опять мы обращаемся к творчеству А. С. Пушкина. В стихотворении

«Приметы» он пишет:

Старайтесь наблюдать различные приметы,

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Сумеет уж предречь и ветр и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду… У всех народов существуют приметы хорошей и плохой погоды. КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ПРИМЕТЫ?

Опережающее задание.

Дым из труб и от костра Кверху поднимается — Значит ясная погода Завтра ожидается.

Низко ласточки летают, О дожде предупреждают; А летают высоко — Значит дождик далеко.

Если больше, чем обычно Над цветами вьется пчел, Нужно будет опасаться, Как бы дождик не пошел.

С неба солнце светит ярко. Верба ранняя цветет, Прилетели трясогузки Скоро будет ледоход.

Если солнце село в тучи, Словно зарево закат, «Завтра будет сильный ветер». Старожилы говорят.

Кукушки стали куковать Морозов больше не видать Цветы черемухи цветут Похолоданье тут как тут.

. Чтобы правильно предсказать погоду, надо воспользоваться не одним, а несколькими признаками.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На протяжении всего урока с нами был вопросительный знак. Давайте выясним, сможем ли мы помочь ему превратиться в знак восклицательный.

ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА?

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ИЗМЕНЕНИЯ ПОГОДЫ?

ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ?

— КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СОСТОЯНИЕ

АТМОСФЕРЫ?

Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, помогли мы

Выпрямиться вопросительному знаку; впрочем, он очень важный и нужный

Знак. ОТКУДА? КУДА? ПОЧЕМУ?

Да без него, сутулого, никуда.

Я всех вас благодарю за урок. Очень приятно было с вами работать.

4. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф N 43, описание погоды за 1 день. Рабочие листы вклейте в ваши рабочие тетради.

Рабочий лист к уроку по теме ПОГОДА.

Задание №1.

Найдите в тексте параграфа существенные признаки понятия

«погода» 1. 2. 3.

Задание №2.

В левой ковшике укажите элементы погоды, в правой — явления погоды .

Элементы погоды

Явления погоды

Задание №3.

Закончите предложения

Подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга Своими свойствами называются

Задание №4, ‘

Укажите причину изменения погоды, завершив логическую цепочку:

Нагревание Земной Изменение

Поверхности погоды

Солнцем……………………………………………………………………

Задание №5.

Составьте описание воздушных масс, вписав на пропущенные места одно .

Воздушные массы приходящие с Атлантического океана содержат.

Водных паров пыли, зимой приносят

Задание №6.

Закончите предложение.

Наука, изучающая состояние атмосферы и изменения погоды Называется

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по географии «ПОГОДА» 6 класс