Конспект НОД в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Волшебница вода»
Автор: Сумкина Оксана Владимировна, воспитатель МБ ДОУ «ЦРР — Детский сад № 244 » г. Новокузнецка
Описание материала : Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы по теме » Волшебница вода «. Это конспект познавательного занятия, где ребенок знакомится с состоянием воды в окружающей среде, проводятся опыты с водой, говорится о значении воды в природе.
Конспект НОД в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Волшебница вода «
Тема: «Волшебница вода «
Тип занятия : сообщение новых знаний о
Вид: поисково — познавательная деятельность с элементами экспериментирования.
Цель : Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде.
Задачи:
1.Образовательные:
— познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями
— дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
— показать значение воды в жизни живой природы;
— познакомить со свойствами воды через опытно — экспериментальную деятельность;
— активизировать словарь детей: существительные ; глаголы ; прилагательные
2. Воспитательные:
— воспитывать умение действовать слажено, в команде; доброжелательным отношениям.
— воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
— развивать аналитико — синтетическое и ассоциативно — образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
— развивать логическое мышления;
— стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
-Видеоролик программы Би — Би — Си «Путешествие капельки воды «;
-Картинки для моделирования «Круговорот воды в природе «;
-Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;
-Салфетки;
-Таблицы на каждого ребенка «Кому нужна вода «;
-Фломастеры на каждого ребенка;
-Персонаж Капелька;
-Бумажные короны для детей капелек, корона мамы Тучки
Предварительная работа:
1. Изготовление атрибутов к игре «Мы капельки «.
2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
3. Опыты .
4. Беседы на тему: «Где можно встретить воду «, «Кто живет в воде «.
5. Замораживание воды в формочках.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
— Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх
— Что у вас на ладошках?
— Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях.
— Актуализация знаний детей о значении воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где она живет?
— Молодцы!
— Давайте расскажем Капельке стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Модель глобуса
— Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
— Какого цвета больше на нем?
— Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
— Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды
— Ребята, капелька спрашивает, знаете ли вы, сколько жидкости мы выпиваем за день? Давайте посчитаем: чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома пьем сок и т. д.
— Вода обладает чудесными свойствами. Вода — это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменятся.
— В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает — и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!
— Ребята, Капелька сейчас Вам покажет про себя фильм, после просмотра которого вы должны будете ответить на вопрос: «Во что превращается вода? «
II. Получение познавательной информации с использованием ТСО.
Капелька предлагает детям посмотреть фильм «Путешествие капельки воды «
.
— Во что превращается Капелька воды?
— В природе вода может быть в виде льда, дождя, града, пар
III. Моделирование круговорота воды в природе.
— Ребята, давайте вспомним, как путешествовала капелька.
Рассказы2-3 детей о путешествии капельки в природе.
«Солнышко сильно припекает и вода в реке, ручейке испаряется. Испаряясь, вода превращается в пар, который поднимается вверх. Пар охлаждается, превращаясь обратно в воду и образуя облака.
Когда капелек воды в облаках становится много, они становятся тяжелыми и крупными. Облако не может их удержать, и капельки воды возвращаются дождем на землю. «
А теперь Капелька приглашает вас немного поиграть.
Физминутка
Мы капельки
Я ваша мама-тучка,
А вы мои — капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
— Ребята, Капелька приглашает вас поиграть с водой.
IV. Опытно-исследовательская деятельность детей.
Воспитатель: Капелька рассказала мне, что с ней можно играть, проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?
Опыт № 1. А какого цвета вода? Воспитатель предлагает в стакан с водой и в стакан с молоком положить любой предмет: пуговицу, камешек.
— Что вы видите? Виден ли предмет? Почему?
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №2. — Предметы какой геометрической формы вы видите? Воспитатель переливает из стакана воду в различные геометрические формочки.
Вывод: вода бесформенная, принимает форму той фигуры, в которую мы ее наливаем.
Опыт №3. Предложить детям льдинки
— Какой лед? Постучите!
— Прокатите по столу!
— Приложите к щеке!
— Положите в ладошки. Какие ладошки?
— Что происходит со льдом в тепле?
— А если мы воду поместим на холод, что с ней произойдет?
Вывод: Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду.
Работа со схемами
— Вода — принимает форму той фигуры, в которую она налита.
— Вода — прозрачная
— Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду.
Капелька хвалит детей.
Мы много сегодня говорили о воде, о ее свойствах, о том как она путешествует по кругу.
— Дети, а теперь расскажите Капельке, кому нужна вода? .
V. Закрепление знаний детей о значении воды
Игра «Кому нужна вода «
— Рассмотрите картинки, подумайте «Кому нужна вода? » и соедините палочкой.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
Итог: — Итак, ребята, кто сегодня у нас был в гостях?
— Во что вода может превращаться?
— Какими свойствами обладает? Молодцы!
.
Капелька дарят на память своих подружек — «Капелек «.
Дружите с ними и берегите их!