Русский помещик в литературе первой половины XIX века
«Мертвые души» напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая — самая большая — принадлежит помещикам, вторая — крестьянам и третья — чиновникам.
Я начну свою экскурсию в мир России с самой первой из них. Перед нами старинная комната с антиквариатом и уже долгое время передающимися по наследству вещами. Она как будто разделена на несколько обособленных мирков. В первом мы видим праздного мечтателя,
Дабы уберечься от смерти под обломками, перейдем в следующую комнату. Она бедна, плохо обустроена, стены светятся щелями, кое-где встречаются прогнившие доски, но посмотрим на ее жильцов: насколько они отличаются от предыдущих. Их нельзя разделить на отдельные мирки, они представляют собой нечто большее — Россию, пусть пьяную, невежественную, как Селифан, не знающую, где право и лево, чтобы свернуть на повороте, как батрачка у Коробочки, но свободолюбивую, как Фыров, сбежавший в бурлаки, где, нагулявшись и набесившись, «примется за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Эта Россия трудолюбива, как плотник-умелец Степан Пробка, талантлива, как сапожник Максим Телятников. Русь олицетворяют именно эти люди, а не умирающие от безделья и скупости жильцы первой комнаты. «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа могла ты только родиться. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг.» — таковы русские крестьяне в понимании Н. В.Гоголя.
Первая комната, обвалившись, не сможет не задеть вторую. Будет много жертв, но выжившие поймут всю прелесть нового положения и, наконец, увидят цель своей жизни. Третья комната лучше всех изолирована от разрушений. Здесь живут чиновники. Они являются необходимым элементом раскрытия образа России, хотя не столь обширно и глубоко проанализированным. «Все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно», — говорит писатель о губернских правителях. Чичиков тоже относится к чиновникам, хотя и причисляет себя к помещичьему классу. Он чиновник новой формации, и на его примере можно судить о предприимчивых, расчетливых, умеющих заработать на всем, но «мертвых» в душе людях.
«Матрешка» гниет и разрушается. Этот процесс начинается с помещиков, оказывает свое влияние на крестьян и почти не затрагивает чиновников. Кто же выживет после катастрофы? Чиновники найдут себе теплое место за счет обмана и предприимчивости. Помещики вымрут. Крестьянин же — настоящий, живой образ России, а не ее призрачное обличие, приобретет желанную свободу, получит возможность проявить весь свой талант, чему-то научиться. Он — настоящее дитя России, способное понять ее, как никто другой, лучше всех понимающее слово «Земля».
Девятнадцатый век обнажил в сознании многих людей недостатки общественного устройства России. С самого начала и до конца столетия наиболее актуальным вопросом был вопрос об отмене крепостного права, о форме землевладения. В настоящее время многие историки видят в помещичьей России истоки революционных потрясений начала двадцатого века. Их противники же представляют себе поместных дворян кристально чистыми людьми. Не оставалась к этой проблеме равнодушной и творческая элита прошлого века. Об этого говорят десятки, сотни статей, художественных произведений.
Павел Афанасьевич Фамусов, герой комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума», — настоящий хозяин в своем доме. Строгий отец, непоколебимый в своих взглядах консерватор, он уважает людей, достигших материальных благ, выгодно устроивших свою жизнь, ради чего, по его мнению, не страшно и шутом послужить у важных персон. Количество душ в имении — вот его критерий оценки человека. Сам Фамусов также относится к людям, достойным уважения (согласно его представлению о ценности человека). На деле, дальше личного благополучия и благосостояния дочери (которую он, несомненно, любит) Павел Афанасьевич не видит.
К делам службы он подходит формально: «А у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано и с плеч долой». Интересно отношение Фамусова к веяниям нового времени: моде, французским романам, веяниям и «наукам». Он не раз говорит, что все это глупости и вред, но не лишает дочь учителей и книг и втайне горд, что она, как ему кажется, девушка современная. «Глупости» для него в новинку, Фамусов ничего не понимает в этом, поэтому и испытывает к образованным людям невольное уважение. «Он малый с головой», — говорит он о Чацком.
Для автора Фамусов — типичный пожилой человек, привыкший к определенному образу жизни и мыслей. А. С.Грибоедов ни разу не ставит Фамусова в глупое положение, не заставляет произносить потрясающие посредственностью фразы, как, например, Д. И. Фонвизин героев своего «Недоросля». А. С. Грибоедов вводит в пьесу также внесценические персонажи. Чацкий обличает уважаемых Фамусовым людей, рассказывая об их жизни:
— Тот Нестор негодяев знатных,
— Толпою окруженный слуг;
— Усердствуя, они в часы вина и драки
— И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
— На них он выменял борзые три собаки!!!
— Или вон тот еще, который для затей
— На крепостной балет собрал на многих фурах
— От матерей, отцов отторженных детей?!
— Сам погружен умом в Земфирах и Амурах, Заставил всю
— Москву дивиться их красе!
— Но должников не согласил в отсрочке:
— Амуры и Земфиры все
— Распроданы по одиночке!!!
— Мы не знаем, о ком идет речь.
Здесь изображен русский помещик вообще. Это праздный кутила, неблагодарный, распоряжающийся чужими судьбами без зазрения совести, безнравственный, потерявший все жизненные ценности человек. Таков образ в целом, а на примере Фамусова автор показал конкретного человека со своими достоинствами и недостатками.