Образы “Живых” и “Мертвых” душ в поэме Гоголя

В “Мертвых душах” Гоголь широко изобразил картины русской действительности. Писатель создал огромное эпическое полотно, в котором отразилась вся Русь, хотя и “с одной стороны”.
Главное место в поэме отведено галерее поместных владетелей. Портретная галерея “Мертвых душ” открывается Маниловым. По своей натуре он добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не принес пользы. Паразитическое существование вызвало в нем полную атрофию активного, творческого начала.
Следом за Маниловым

Гоголь показывает Коробочку, лишенную подлинно человеческого чувства и ставшую рабой накопительства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – “товар”. Поэтому Коробочка не видит различия между живыми и мертвыми душами, она только боится продешевить. Автор называет ее “дубиноголовой”. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества
Самые характерные черты Ноздрева – болтовня, хвастовство и вранье. В его присутствии ни одно собрание не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет
Ноздрева “историческим человеком”.
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью, у него все “упористо”, без шаткости. Гоголь беспощадно разоблачает помещика-кулака, жадного накопителя, которого “омедведила” система крепостного права. Интересы Собакевича сводились к личному материальному благополучию да к сытной пище.
В образе Плюшкина мелочность, ничтожество и пошлость достигает предельного выражения. Скупость, страсть к накопительству лишили его человеческих чувств, и привели к чудовищному уродству. В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Разорение крестьян, их вымирание, бегство из-под помещичьего гнета – все это придает картинам жизни Плюшкина особенно сильное социальное звучание.
Образы “хозяев жизни” в “Мертвых душах” представляют собой широкие обобщения общественно-исторического диапазона. Поместные герои “Мертвых душ” – носители и защитники застоя, всего отжившего, гнилого, и в то же время выразители собственнического эгоизма, грубого стяжательства.
Центральный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков – типичный образец первоначального капиталистического накопительства. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. В характере его проявляется буржуазное начало. Новый герой обладает многими преимуществами, которых нет у поместных дворян: образование, энергия, предприимчивость. Роднит же его с “хозяевами жизни” подлость и пошлость натуры, пренебрежение интересами страны.
Типы деревенских помещиков в поэме дополняются образами губернатора, прокурора, полицмейстера, описанием городских чиновников. Всем им чуждо понятие о гражданских и общественных обязанностях, для них должность – только средство личного удовольствия и благополучия, источник дохода. Типичные черты чиновничества Гоголь воплотил в образе Ивана Антоновича Кувшинное рыло, извлекающего выгоду для себя из любого дела, проходящего через его канцелярию.
Пошлость и ничтожество интересов характеризуют и женское общество, в котором с претензиями на вкус и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня.
Миру мертвых душ противопоставлен в поэме обр




Типы программ программного обеспечения.
Сейчас вы читаете: Образы “Живых” и “Мертвых” душ в поэме Гоголя