Иван Александрович Хлестаков главный герой комедии «Ревизор»
Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова. Можно только гадать, что это означает: гениальный ход великого художника, желание подразнить общество или какой-нибудь тонкий намек.
Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, сам по себе являлся лицом весьма заурядным. Надо сказать, что для многообещающего обманщика он слишком глуповат и простоват.
Гоголь построил действие комедии таким образом, что представители городской власти и люди
Известно, что комедия «Ревизор» понравилась царю. Еще один парадокс! Ведь Гоголь жестоко критиковал именно государственных чиновников. И получалось, что в государстве Российском, не только среди власть имущих, но и вообще, не было ни одного положительного лица. Возможно, реакция государя была основана на его привычке верить различной критической информации. Разумеется, доносом на пороки общества комедию Гоголя не назовешь, но государь в данном случае сам как бы оказался в роли городничего.
И действительно, не посмеяться вместе с Гоголем над творящимися в государстве темными делишками означало бы, что государь и сам грешен. Автор, говоря о своей комедии во вступительных «замечаниях для господ актеров», отмечал, что бессмысленно искать прототипы тех или иных действующих лиц, «оригиналы их всегда почти находятся перед глазами». Зрительный зал Гоголь тоже наверняка имел в виду.
По выстроенной пирамиде догадок можно вполне предположить, что под городком, в котором разворачивались действия и который тоже был у всех на виду, Гоголь подразумевал Российскую империю. Гоголю удалось предупредить все возможные обвинения в свой адрес со стороны чиновничьего аппарата, публично заявив, что единственным положительным лицом в его произведении является смех.
Итак, Хлестаков — главное действующее лицо, смех — главное положительное действующее лицо. Гоголь таким художественным приемом хотел донести до каждого из зрителей мысль об их личной ответственности за происходящее, напомнить о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с совестью. Подтверждает это знаменитая «немая сцена» в финале комедии: приехал настоящий ревизор. Но это, увы, не делает его главным лицом комедии, хотя он и настоящий. И пока нравственные устои настоящего ревизора зрителям неизвестны, главным лицом комедии по праву остается Хлестаков.